СТРАТАГЕМНОЕ КИТАЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ИСТОКИ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

Ноофилософия

Михайлов А.Ф.

Возможно, наиболее ценным вкладом китайской цивилизации в сокровищницу челове- ческого опыта со временем станет практическое осмысление «Великого Предела – Тайцзи» в процессе сознательной эволюции – от человека разумного к Ноочеловеку [Бодрунов, 2020, с. 5, 6, 8, 10], Всечеловеку – гармонично развитому и совершенному, готовому к Великому Единению.

Введение

В современном обществе большое внимание уделено изучению китайских стратагем и вопросам стратегирования, или стратегического мышления, позволяющего удерживать инициативу и добиваться успеха в военном деле, политике и дипломатии. Наибольшую известность приобрел трактат неизвестного автора «36 стратагем», заново обретенный и опубликованный в Китае в 1941 году, хотя первое упоминание о нем датируется V веком. Первый перевод на русский язык в 2000 году сделал известный китаист, профессор В.В. Малявин, издав книгу «Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха»1.

Ничуть не умаляя значения первых 35 китайских стратагем, в этой статье мы остановимся на рассмотрении особенностей последней – 36-й стратагемы и ее роли в жизни людей.

Стратагемы в китайской культуре

Природная – или естественная – стратагемность китайского мышления достойна пристального внимания и изучения для освоения этого феномена другими народами. Она представляет собою удивительное явление традиционной китайской культуры, вобравшее в себя наследие великих мыслителей Поднебесной. Особое влияние на формирование этого фундамента оказали такие носители культуры, как Сунь Цзы и Сунь Бинь. Под естественной стратагемностью следует понимать интуитивное считывание потенциала ситуации и под- сознательное понимание, как действовать единственно верным способом в сложившейся ситуации без мысленной рефлексии и ранее накопленных знаний и опыта. В большинстве случаев приходится наблюдать и слышать о рассудочной стратагемности, опирающейся на глубокие знания традиции, литературные источники и многочисленные трактовки. Конечно, можно принять стратегически верное решение, и оно может принести пользу, но, скорее всего, стопроцентного попадания в цель достигнуто не будет.

Для лучшего понимания и «настройки» на успешное использование древней китайской мысли современным читателем приведем цитату Владимира Малявина из предисловия к переводу книги «Гуй Гу-цзы». Он пишет: «Разгадка тайны власти в Китае кроется не в определениях понятий и не в каких-нибудь премудрых книгах, недоступных для простых умов. Она – в полной ясности сознания, дарующей покой, безмятежность и безупречную уравновешенность, что, согласно автору, “Гуй Гу-цзы”, соответствует “срединности и прямоте” – чжун чжэн (中 正, пиньинь – zhongzhen)» всякой деятельности, подчеркивая: «Грядущее и отдаленнейшее суть мера сегодняшнего дня (курсив наш. – А. М.)»2.

Считается, что наследие Сунь Цзы, Сунь Биня и таинственного автора «Гуй Гу-цзы» помогает выстроить успешную стратегию поведения в кризисной ситуации, бизнесе и повседневной жизни. Об этом написано много книг. Для успешного освоения стратагемного

1 Москва: Белые альвы, 2000. 188 c.

2 Тайный канон Китая. Гуй Гу-цзы. 36 стратагем. 100 глав военного канона / сост., пер. и исслед. Владимир Малявин. Москва: Рипол классик, 2016. 448 с.

Ноономика и ноообщество. Альманах трудов иНиР им. с.Ю. Витте Том 2, No2. 2023 94

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *