СТРАТАГЕМНОЕ КИТАЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ИСТОКИ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ
Ноофилософия
Михайлов А.Ф.
Он подробно описан выдающимся российским востоковедом Татьяной Григорьевой: «…почему “Всечеловек”? Это насущнейшая проблема. Говорят же: умный находит выход из трудного положения, а мудрый в него не попадает. Не потому ли, что мудрости нет без сострадания? Сердечный разум, а не экономика избавит мир от кризисов. А пока лучшие умы ищут выхода из кризиса и не находят, забывая о том, что “человек есть мера всех вещей”, плохих и хороших. Для даосов человек – “душа вещей”, и если душа не в порядке, то страдают все, весь мир. И потому в самый раз задуматься, чем же отличается взгляд на человека, скажем, Конфуция и Аристотеля и почему в последнее время такой интерес к конфуцианской и буддийской этике. Не знаю, есть ли более важный вопрос, чем вопрос о назначении человека и о том, соответствует ли он своему назначению. Или так и будет болтаться между Небом и Землей, воображая, что это и есть Свобода» [Григорьева, 2011, с. 7].
Есть уверенность, что этот иной Всечеловек сможет довериться со временем и напрямую подключиться к единому источнику и получать необходимые знания из Великого Разума как из «небесного интернета». О этом размышляли философы русского космизма Владимир Соловьев и Николай Бердяев еще в начале прошлого века. Со временем люди смогут перешагнуть через свои ограничения, реализовать скрытые возможности, поднимаясь вверх по лестнице бытия, решая попутно проблемы, стоящие перед человечеством, и двигаясь к Великой Гармонии.
«Так могут быть реализованы идеи представителей русского космизма о Всечеловеке, а также замыслы современных мыслителей о претворении в жизнь идеалов Ноономики [Бодрунов, 2018] и осуществлении перехода к новому человекоориентированному мирохозяйственному укладу. Это, в свою очередь, может проложить дорогу к необходимому и давно назревшему переходу от демократии к власти достойных и мудрых людей – Меритократии.
Стоит обратить особое внимание на ориентиры, которыми должны обладать, по конфуцианским понятиям, мудрые люди в Китае. Это пять моральных Постоянств (“у чан”), свойственных изначальной человеческой природе “Син”: Человечность – “Жэнь”, Благожелательность – “Ли”, Долг-Справедливость – “И”, Мудрость-Разумность – “Чжи”, Искренность – “Синь”, которые заложены в человеческой природе изначально. И человек, приобщаясь к культуре древних (вэнь), выявляет в себе эти качества (выделено автором цитаты. – А. М.)» [Григорьев, 2011, с. 22–23].
Сознательное взращивание или культивирование в обществе таких качеств для людей, выбирающих карьеру руководителей и претендующих на наделение властью, являются залогом успеха и процветания будущих поколений во всем мире.
Заключение
Опора исключительно на интеллектуальную, мыслительную деятельность человеческого ума не позволит решить те открытые задачи, которые остро встают перед человечеством в наши дни, и теоретическое изучение древних китайских трактатов по стратегии здесь не поможет.
Выход может быть найден только в основательном изучении состояний человека, находящегося перед лицом смертельной опасности, когда цена ошибки – жизнь. Примером тому служат китайские боевые искусства, где состояние человека позволяет сохранять спокойствие психики и расслабленность тела перед лицом смертельной опасности и при этом интуитивно действовать безупречно точно в состоянии полной неопределенности и без опоры на накопленные знания.
Том 2, No2. 2023 Ноономика и ноообщество. Альманах трудов иНиР им. с.Ю. Витте 101