СТРАТАГЕМНОЕ КИТАЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ИСТОКИ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

Ноофилософия

Михайлов А.Ф.

происходит каким-то чудом возрождение своего рода генетической памяти наших былинных героев, древних богатырей, которые демонстрировали чудеса ловкости и недюжинной силы. «“Система” не историческое название. Это не стиль боя, не школа традиционных знаний. “Система” – это смысловое определение современного восприятия Славянской Традиции, точнее восточнославянской. “Система” – это образ, символ возрождения славянской боевой традиции, ее пробуждения, ее возобновления» [Серебрянский, 2006].

Герои русских сказок тоже обладали способностями «идти туда, не зная куда, и искать то, не зная что». Это тоже очень похоже на китайские пословицы даосов, которые говори- ли: «Претворяющий путь подобен слепцу, идущему без посоха» [Малявин, 2014]. В целом в какой-то глубине наши традиции удивительным образом пересекаются или имеют общий источник. Но в Китае сохранились истоки, а в России только генетическая память, которая лишь иногда проявляется.

Сравнение особенностей мышления людей Запада и Востока

Психике людей западного мировоззрения свойственно бинарное мышление. Оно характеризуется известными в биологии моделями поведения «бей или беги» или – в крайнем случае – «замри», когда наступает ступор, оцепенение, и организм не может действовать. В принципе в фазе замирания возможен переход к сверхсознательной психической деятельности, о которой скажем чуть позже. В Китае при этом часто можно услышать: «Мудрый не выбирает», т.е. не стоит перед выбором между добром и злом постоянно, не обдумывает ситуации. Это выражение подразумевает, что мудрый следует потенциалу ситуации – интуитивно, единственно верным способом, не оценивая ее, не навешивая ярлыков. Нам известно положение Рене Декарта “Cogito ergo sum” – «Мыслю, следовательно, существую». На Востоке постоянная мыслительная деятельность вовсе не является достижением, а тем более доказательством своего существования. Там скорее скажут: «Вижу или осознаю – значит, существую». Однако у людей Востока, по всей видимости, не возникало необходимости объяснять это и акцентировать внимание на подобной формуле.

Свойство мудрого человека наглядно характеризуется еще одним высказыванием из наследия Лао-цзы, о чем Владимир Малявин пишет в предисловии к книге по Тайцзицюань: «Мудрый правитель развязывает все узлы, прежде чем они завяжутся» [Малявин, 2011, с. 10]. Оно убедительно демонстрирует свойство психики мудрого человека, способного предвидеть и предчувствовать происходящие события и проявлять предупредительное, обходительное поведение. Такие качества «Благородных мужей» – цзюнь-цзы (君子, пиньинь – junzi) в пределе стремятся вернуть мир к изначальной гармонии, которая, согласно китайским понятиям, лежит в основе мироздания и расстраивается от деятельности «низменных людей» – сяожэнь (小人, пиньинь – xiaoren), не достойных уважения, думающих только о себе. При этом нужно отметить, что древние греки, наоборот, считали, что в основе мироздания лежит изначальный хаос, а не гармония бытия.

Когда мы наблюдаем за поведением людей восточных цивилизаций, в особенности Китая, то можем сделать вывод, что они более спокойны, у них нет постоянной потребности в активной мыслительной деятельности, в основном они находятся в промежуточном – «подвешенном», нейтральном состоянии, из которого и выдают адекватную обстоятельствам реакцию. Базово они пребывают в ситуации неопределенности, которая и дает стратегическое преимущество и интуитивное стратагемное мышление. Именно поэтому при

Ноономика и ноообщество. Альманах трудов иНиР им. с.Ю. Витте Том 2, No2. 2023 98

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *