СТРАТАГЕМНОЕ КИТАЙСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ИСТОКИ В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ

Ноофилософия

Михайлов А.Ф.

тельно наблюдать подобное, а если придется в таком движении участвовать, то понадобит- ся своеобразная настройка, без которой быть в гуще такого трафика очень сложно, а то и практически невозможно.

Когда автору самому пришлось сесть первый раз за руль в глубинке провинции Чжэцзян, то через километр он остановился и не смог ехать дальше из-за бесчисленного количества самых разных участников: велосипедистов, мотоциклистов, рикш, автомобилей, автобусов, грузовиков, – все они двигались хаотично.

Постояв немного, настроившись, как учили мастера ушу, расслабившись, автор успокоился, деконцентрировал внимание, начал смотреть на все сразу и ни на что конкретно, подмечая значимые для себя перемены, и потихоньку начал движение, стараясь по возможности уступать первым, и проезжал вперед, когда ему уступали. Постепенно все наладилось, однако это измененное состояние сознания поначалу автору казалось непривычным, но именно благодаря ему стало понятно, почему стратегия уступания и следования – выигрышная, практичная, естественная и результативная.

Для поддержания этого навыка в современном китайском обществе – благодаря про- фессору Бай Жуну из города Цзинчжун – около 30 лет назад была придумана интересная игра. Он предложил вместо натянутой лески в ракетках использовать мягкую резиновую мембрану и мягкий тяжелый мячик, набитый рисом или другой крупой. Китайцы эту игру называют жоули цю – мяч мягкой силы или ракетки тайцзи (柔力球, согласно транскрипции пиньинь – rouliqiu). Это любопытная парная игра, но можно тренироваться и в одиночку. По летящему мячу нужно не бить, а принимать его плавно по ходу движения, изменяя его направление в нужную сторону – с минимальными усилиями и за счет вращения корпуса и движения рук по закругленной траектории. В игре нет соперничества, наоборот – люди получают удовольствие от парной работы по принципу Тайцзи, взаимно уступая друг другу и следуя возникающим изменениям в игре. Очень любопытно наблюдать за игрой, а при обучении этому искусству возникает много трудностей, особенно вначале – требуется в корне поменять стратегию поведения, принципы движения и философию взаимодействия.

В боевых искусствах эти навыки восходят к высокой степени совершенствования. Они позволяют сохранить жизнь в условиях крайней неопределенности, реальной угрозы для жизни в течение длительных промежутков времени, круглосуточно. Для решения таких открытых максималистических задач, конечно, необходим серьезный уровень подготовки и высокая квалификация учителя.

В практиках даосизма и буддизма сознательно выделяется и формируется состояние созерцателя – свидетеля всего происходящего в сознании человека, что позволяет со стороны наблюдать за процессами в теле, психике (эмоции, чувства) и мышлении. Такое состояние дает возможность сознательно корректировать модели поведения и даже выходить в режим наблюдения за наблюдателем, что считается достижением высокого уровня.

Эти навыки фундаментальным образом раскрывают потенциальные возможности человека и требуют отдельного описания и осмысления.

Можно заметить, что на такие высокие уровни мастерства в боевых искусствах выходят именно мастера Китая и России, демонстрируя совершенно удивительные, непостижимые возможности. Но если в Китае за этим стоит мощное литературное наследие и школы с древними традициями, то в России благодаря таланту Михаила Рябко и его «Системе»

Том 2, No2. 2023 Ноономика и ноообщество. Альманах трудов иНиР им. с.Ю. Витте 97

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *