Размышление на тему
СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА
Ранний этап существования Российской Федерации характеризовался своего рода революционными изменениями — сменой политического строя, системы ценностей — под эгидой идей построения свободного общества, соблюдения прав человека, демократии, плюрализма и других.
В процессе реализации этих, казалось бы, благородных идей произошло заражение общества вирусом индивидуализма — от плотного взаимодействия с западными странами. В результате общество утратило традиционные духовно-нравственные ориентиры до такой степени, что в прошлом году Президенту России потребовалось издавать специальный Указ № 400 от 02.07.2021 года «О стратегии национальной безопасности РФ». Указ касался защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
В нем, в частности, говорилось:
« 91. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну».
Таким образом произошло осмысление губительной политики построения беспринципного общества потребления. На наших глазах развернулся полномасштабный кризис и государственный переворот на Украине. Подобной ситуации с трудом удалось избежать в Беларуси, на очереди, очевидно, стояла Россия.
К сожалению, Министерство Культуры в феврале это года было вынуждено приостановить обсуждение проекта по традиционным ценностям, но есть надежда на возобновление процесса в обществе с учетом сложившейся ситуации .
30 сентября 2022 года в своем судьбоносном выступлении Президент Путин В.В. сказал, что ценностями России также являются: человеколюбие, милосердие, сострадание.
Сейчас для консолидации людей и построения общества созидателей как никогда важно всенародное переосмысление прожитого исторического пути, допущенных ошибок и вербализация всенародных духовных скреп в поддержку Указа президента.
В Китае тезисы из подобного указа висели бы на каждом перекрестке для привлечения внимания населения, а указ нашего президента вообще мало кому известен…
Человеколюбием можно считать любовь к человеку, таким качествам, как человечность, доброта, отзывчивость, сердечность, гуманность, скромность, справедливость, честь и достоинство, мораль и нравственность.
Милосердие и сострадание относится к любимой на Руси общей категории — жизнь по совести, по голосу Бога в сердцах людей, по внутреннему закону, прописанному в каждом из нас от рождения. Недаром Милосердие особо почитается в христианской традиции, а сострадание в буддизме.
А. Девятов. Пять «выше»
Известный китаист Андрей Девятов, ссылаясь на Ясу Чингисхана, предлагает в качестве духовных скреп современной России свод ценностей под своеобразным названием:
Пять «выше», а именно:
- Духовное выше материального! (Это вошло в Указ Президента РФ)
- Справедливость выше закона!
- Общее выше частного!
- Служение выше владения!
- Власть выше собственности!
- Смирение, кротость как выражение готовности к душевному общению, совместной жизни. Ибо сначала мы вместе, как в отношениях мать-дитя, отец-сын, учитель-ученик, а уже потом становимся «индивидами». Ложь западного либерализма в том, что он основывается на индивидуалистической философии.
- Душевная искренность как преданность идеалу совместности (соборности) людей и основа нравственной дисциплины личности. Требует преодоления всего субъективного и частного в опыте.
- Доброта и щедрость как выражение готовности жить вместе и даже вместо другого. Не предполагают нарочитого страдания и жертвенности, ибо тому, кто все оставляет, все останется. Принцип Христа «оставь все» имеет буквальные параллели в восточных учениях.
Способом воспитания и развития этих жизненных ценностей является ритуальное действие, которое не просто определяется обществом, но само определяет его. Социум в своем истоке ритуален. Суть ритуала в Китае во внутреннем «пред-стоянии» Небу и Земле и окружающим людям, вовне ритуал проявляется по-разному, а внутри всегда одинаков.
Петр Николаевич Мамонов незадолго до смерти, отвечая на мой вопрос о судьбе России предложил для спасения считать в качестве ценностей и духовных скреп России семь нот спектра человеческой души общечеловеческого уровня до религиозного мировоззрения:
Честь и Достоинство! (Достоинство есть в Указе ПР и ценилось в царской Руси)
Честность и Справедливость! (Справедливость есть в Указе ПР, это очень ценили в СССР)
Мораль и Нравственность! (Высокие нравственные идеалы есть в Указе это особо ценится в современном обществе)
Жизнь по совести! — это всенародно любимая формулировка достойного и правильного подхода к жизни в России во все времена .
Эти «семь нот» характеризуют свойства Человека с большой буквы, по китайским понятиям — благородного мужа, «семь нот» — семь граней личности, достойной уважения.
По духу эта формулировка является кратким изложением ценностей из указа президента с существенными и очень важными дополнениями: Честь, честность, мораль и жизнь по совести как покорность воле Бога и олицетворение человеколюбия, милосердия и сострадания.
Так идет формирование ценностей в современной России в критический момент истории. И эти ценности призваны сплотить народ вокруг высоких идеалов существования, без которых люди России жить больше не могут, они задыхаются от бессмысленности существования, поэтому перестают рожать детей. Все устали жить в обществе потребления и жаждут критического переосмысления уроков истории.
Сейчас время прислушаться к словам русского историка В.О. Ключевского. Его мысли важны для понимания происходящих ныне процессов, они помогут нам осознать причины происходящего и увидеть возможные последствия, а также помогут нам избежать ошибок прошлого. Вот несколько постулатов русского историка, которые нам необходимо переосмыслить.
• История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.
• Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем.
• Историческая схема или формула, выражающая известный процесс, необходима, чтобы понять смысл этого процесса, найти его причины и указать его следствия. Факт, не приведенный в схему, есть смутное представление, из которого нельзя сделать научного употребления .
Обобщающий взгляд на страницы нашей истории показывает, что мы ходим по кругу, наступая из поколения в поколение на одни и те же грабли, не обращая внимания на повторяющиеся негативные закономерности. Зачем мы пишем и сохраняем свою историю, если не делаем никаких выводов?
В Китае пишут историю и родовые книги из уважения к предкам и чтобы не повторять их ошибок, чтобы сохранять и приумножать то, что от них осталось, тем самым зарабатывая себе посмертное благополучие.
В.О. Ключевский предостерегает нас, но мы упорно не слышим и движемся к очередному саморазрушению через самопожертвование «своих не бросаем» и «за правду», которая субъективна. Увидеть печальные закономерности своей истории не хотим, в своем глазу бревна не замечаем.
Осознание этих процессов позволит разорвать этот порочный круг и перейти к движению по спирали во времени, по ступеням духовной эволюции, раскрывая при этом дремлющий потенциал каждого в отдельности и страны в целом.
Осознанное служение Богу и людям, счастливому будущему своих детей и всего мира может сплотить и вдохновить наш народ сегодня. И это служение будет закономерным продолжением наших исторических тенденций.
Служение отечеству отражено в Указе Президента, но вряд ли возможно указом заставить служить Родине. Нужна идея, мечта, цель, план. Нужно видеть свет в конце туннеля, чтобы люди могли найти в себе силы и захотели дойти до этого света и не впали в отчаяние, уныние, не опустили руки. Без идейного общества трудно выиграть в войне, трудно осуществить мобилизационную экономику и найти опору. Поэтому необходимо извлечение уроков из ошибок истории и проведение корректировки в соответствии с ними нынешнего курса развития общества.
Нам необходимо увидеть пагубную закономерность периодического самоуничтожения, разрушения старого мира до основания, принесения в жертву жизни людей, очередного возрождения из пепла и повторения ошибки прошлого.
Для самоопределения необходимо пробуждение национального самосознания, но «наш образ будущего еще всенародно не выношен и не сформулирован…». Так писал протоиерей Андрей Ткачев.
Протоиерей Александр Авдюгин, делая акцент на отличии наших ценностей от европейских, сказал:
«Пресловутые «европейские ценности» известны: это уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Они не плохие и не чужды нам. Проблема в том, что наши ценности гораздо больше этих. И в прокрустово ложе европейских ценностей мы просто не вмещаемся. Ведь Россия — это и суворовское «сам погибай, а товарища выручай», и народное «не рой другому яму», и христианское «не желай ближнему того, чего не желал бы себе», и кавказское «уважай старших». Где в европейских ценностях «милосердие выше справедливости»?
А ведь всё это как раз то, что делает русского человека русским. Верность долгу, любовь к Родине, память о своих героях, стремление к справедливости и «милость к падшим»…
Мы стремились в Европу, но *мы больше, чем Европа. Нельзя поместить большее в меньшее. Оказалось невозможным сузить наши ценности до рыночной экономики и верховенства права. И конкурентоспособность, какой бы хорошей сама по себе ни была, не может быть национальной идей. А в чем наша национальная идея, спросите вы. И я вам отвечу вопросом на вопрос — а в чем совесть? Разве её нужно как-то дополнительно формулировать? Быть русским — вот наша национальная идея. Русский — это больше, чем нация. Это больше, чем генетика. Это те самые ценности, которые наш народ хранил на протяжении веков и которые проверены веками.
Русский — это дагестанец Магомед Нурбагандов и поляк Константин Рокоссовский, украинец Иван Кожедуб и татарин Фатых Шарипов. Для того чтобы быть русским не нужно отрекаться от своей национальности или религии. Нужно лишь быть носителем идей справедливости, милосердия, взаимовыручки, любви к Родине и русской культуре.
Демократия и верховенство права — это, в принципе, и не ценности для русского человека. Это *лишь формы существования социума. Я не готов отдать жизнь ни за то, ни за другое.
Но я готов к этой жертве, если речь идет о моей стране и о моем народе. Потому что быть русским — это больше, чем жизнь» .
Представитель Русской народной линии, активный православный деятель Забурниягин Сергей Викторович в своих выступлениях предлагает взять в качестве ориентиров сплочения вектор духовного развития России. Составляющие этого вектора следующие:
Святость как целеполагание;
Служение и справедливость как форма;
Солидарность и жертвенность как проявление;
Открытость и развитие как направление.
Один из высокопоставленных сотрудников ОВЦС РПЦ считает, что шкала ценностей современной России выглядит так: Бог, вера, смелость, милосердие, правда.
Изложенные ориентиры позволяют увидеть некое направление, запрос в обществе, который, видимо, самому обществу и придется сформулировать, поскольку руководство страны в соответствии с принятой конституцией не считает возможным навязывать новую идеологию.
На этом фоне интересно услышать мнение известного в России музыканта:
«О ценностях русского народа в беседе с «Мослентой» высказался популярный российский музыкант Найк Борзов.
По его словам, стремлений и ценностей у большинства жителей России вовсе нет.
«Они [россияне] думают только о выживании. Это касается и меня в очень большой степени. Разумеется, есть исключения. Как раз идиоты, наверное, вообще ни о чем не беспокоятся», — сказал артист.» https://moslenta.ru/news/lyudi/cennost-15-10-2022.htm
Этот музыкант сказал очень горькую, но правду, и если мы сейчас побоимся ее признать, то вскоре может быть поздно.
В какие-то моменты история приобретает необратимый хаотический характер движения, как острое воспаление, во время которого человек просто не имеет возможности конструктивно думать, а лишь пытается выжить и бежит, будто за ним гонятся.
Пока еще есть возможность, необходимо понять, что именно для нас — как общества — сейчас свято, за что мы готовы жить дальше и преодолевать вместе надвигающиеся трудности и вновь строить общество творцов.
Возможно, есть и другие предложения по формированию ценностей, но из того, что сказано в выше, уже можно составить смысловой ориентир наших целей, некий неписаный закон нравственного воспитания молодого поколения, которому ради спасения страны взрослые
также будут следовать и изменят свою жизнь добровольно, ради светлого будущего детей и страны в целом.
В объяснение происходящему уместно вспомнить слова А.И. Солженицына на вручении ему Темплтоновской премии за вклад в духовное развитие человечества: «Все потому, что люди забыли Бога!»
Современный мир и Россия в том числе не живут по закону Божьему, не соблюдают заповеди Ветхого завета и тем более Нового. Мы слушаем заповеди блаженства во время литургии, но лучше не становимся. Видимо, поэтому Петр Николаевич Мамонов и предлагает нам, как говорят в народе, «начать от печки», начать с соблюдения высших идеалов человечности. По факту не доросли мы еще до христианства и даже Ветхого завета, к сожалению. Видимо, надо начинать все с начала, с учетом ошибок прошлого и желания исправить свою жизнь. На востоке говорят: «Ошибка — путь к успеху». У нас есть выражение «не ошибается тот, кто ничего не делает». Эти выражения верны лишь тогда, когда мы осознаем свои ошибки и учимся, а не повторяем их бесконечно.
Чтобы выйти из замкнутого круга истории и перейти к эволюции Человека, важно перестать превозноситься, гордиться и находиться на высоте воображаемого превосходства, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Необходимо обратиться к подлинно православному мировоззрению, осознав себя ниже других, — это нам во многом дано, а мы никак не научимся.
Сейчас как никогда необходимо покаяние — индивидуальное — каждого из нас и народа в целом, в подлинном понимании этого покаяния как изменении сознания, разворота к Богу, Его заповедям Ветхого и Нового завета. Все мы знаем, в чем виноваты, в чем предали заветы Спасителя, в чем изменили Ему. Наше врожденное правдоискательство должно повернуть нас сначала лицом к себе, поставить перед зеркалом правды. Осознание своего богоотступничества и искреннее покаяние наделит нас Его силой в немощи проявляемой, без которой нам не одолеть восставшего на нас князя мира сего.
Именно покаяние позволит посвятить свою жизнь осознанному служению Богу и людям, общему делу — ради своего спасения и всего живого на Земле.
«Ибо вся тварь стенает и мучается до ныне…», (Рим 8:22) и ждет обращения сынов человеческих.
Автор: Анатолий Михайлов, для портала Русская Народная Линия