|

Размышление на тему

ЭПОХА ХРИСТИАНСКОЙ РУСИ

Эпоха Российской империи пропитана христианским, православным мировоззрением, которое иногда затенялось сильными личностями, такими как, например, Петр Первый или Екатерина Великая. Но сформировался взгляд, что «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». 

В период царствования Николая I сформировалась государственная идеология Российской империи, или Великая русская триада, автором которой был С.С. Уваров, изложивший свои взгляды при вступлении в должность министра народного просвещения 19 ноября 1833 года:

«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум[1]), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать усиливаться, жить — имеем мы три главных:

Православная Вера
Самодержавие
Народность»

Солдаты и офицеры служили Богу, Царю и Отечеству.
Дворяне превыше всего ценили честь и достоинство.
Ценности русского купечества — богатство, набожность, родовая связь с предками, общественное положение, трудолюбие, прагматизм, иерархичность в межсословных отношениях, корпоративная мораль (деловая этику) .

Простой люд старался жить по совести и утешался меткими и емкими пословицами и поговорками:

Жить — Богу служить
Человек ходит, бог водит
Кто к богу, к тому и бог
Кто любит бога, добра получит много
Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом
Бог не даст — нигде не возьмешь
Кто добро творит, тому бог отплатит
Кто живет в добре, тот ходит в серебре
Не хвались серебром, хвались добром
Скупу человеку убавит бог веку
Не я бью, сам себя бьешь. Не верба бьет — старый грех
Все в мире творится не нашим умом, а божьим судом
Кто сам собою не управит, то и других не наставит
Доброго держись, а от худого удались
Люби ближнего, как себя. Люби брата, что себя
Своего спасиба не жалей, а чужого не жди
Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет
Всяк сам себе и друг и недруг (или ворог)
Нужный путь бог правит. Бог пути кажет
Каковы сами, таковы и сани
Дружбу помни, а зло забывай!

В царской России под влиянием православия сформировался вектор на добросовестное служение Богу и людям, но постепенно сошел на нет в процессе угасания искренности в вере и под влиянием раскола в православной церкви в XVI веке. Два с половиной столетия шло гонение на старообрядцев со стороны царской власти и официальной церкви, после Октябрьской революции была расстреляна царская семья, были гонения на церковь, многие священники погибли. На смену пришла новая эпоха.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *