Размышление на тему
ЭПОХА СССР
Настала эпоха СССР со своими лидерами, идеологией и верой в строительство коммунизма. В процессе построения социалистического общества был сформирован моральный кодекс строителей коммунизма.
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА
Свод принципов коммунистической морали, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961).
- Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
- Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
- Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
- Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
- Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
- Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
- Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
- Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
- Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
- Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
- Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
- Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Сейчас, по прошествии многих лет после распада СССР, полезно вспомнить идеалы общества, которые вдохновляли наших предков на строительство не менее великой империи — двадцатого века, но которую мы не смогли сохранить.
Вот что об этом написал Ф.Н. Петров в своей статье:
«МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА — совокупность нравственных принципов, раскрывающих основное содержание коммунистической морали.
Процесс превращения нравственных принципов в убеждения предполагает осознание общественного значения моральных норм под влиянием нравственного воспитания, осуществляемого в школе и в семье, в детском саду и молодежных организациях, в производственных коллективах.
Практика нравственного воспитания и перевоспитания людей на основе М. к. с. к. полностью опровергает утверждения идеологов буржуазии о «неизменной природе» человека.
Враги коммунизма стремятся доказать, что такие отрицательные черты, как эгоизм, жестокость, стяжательство, стремление к наживе, жадность и др., присущи человеку от рождения и преодолеть их невозможно. В современной буржуазной этике широкое распространение получил этический релятивизм, сторонники которого проповедуют субъективизм и произвол в оценке поведения людей, отрицают такие понятия, как долг, честь, человеческое достоинство, стремятся разжечь в людях звериные инстинкты.
В зарубежной реакционной литературе по вопросам этики можно встретить утверждения о том, что прогресс возможен лишь в материальной сфере, а в области морали человечество обречено вечно оставаться на одном месте, поскольку моральные качества людей якобы не поддаются изменению. С этих позиций враги коммунизма пытаются доказать, что осуществление нравственных принципов М. к. с. к. невозможно».
В этом и была основная ошибка строителей коммунизма. Они надеялись изменить падшую природу человека, вытаскивая себя за волосы из болота, как Мюнхгаузен, но тщетно. Они пытались привить обществу принцип служения партии и народу, но со временем искренность намерений угасла, идеалы померкли и человеческий эгоизм снова возобладал.
Спустя много лет после развала Советского Союза можно сказать, что принцип служения (преданности делу коммунизма) был унаследован от царской России, но служение было посвящено уже партии и народу, без опоры на веру в Бога и его содействие. Также не удалось сохранить искренность намерений членов КПСС. Постепенно происходила утрата веры в высокие идеалы и возможность построения коммунистического общества, а религиозное мировоззрение было уже практически утрачено и помочь ничем не могло. В результате деградации правящих кругов и возникновения других проблем, а также под влиянием извне в конце прошлого века произошел распад СССР и закат советской империи.
Жизнь социалистического общества и формирование нового человека — строителя коммунизма — в современном Китае убедительно доказывают, что М. к. с. к. — реальная, действенная программа коммунистического воспитания общества, если привнести в нее традиционное мировоззрение. Наряду с реабилитированным конфуцианством и философией даосизма эта программа приносит свои плоды в процессе построения социалистического общества с китайской спецификой, в которой коллективизм сочетается с сохранением индивидуальности по принципу «гармония в разнообразии и единство в гармонии и интеграции». Китай внимательно изучил причины развала СССР и сделал выводы.
Помимо несменяемости элит основополагающим является тот факт, что реализация такой максимы, как построение коммунизма, силами людей без воли Неба и его помощи невозможно, поэтому в этот процесс постепенно было интегрировано традиционное мировоззрение, которое со временем выразилось в построении социализма с китайской спецификой. Как мы видим, получены хорошие результаты.
В Китае смогли реализовать главный тезис Октябрьской революции «Чтобы не было бедных», при это продолжается строительство Сообщества Единой Судьбы человечества, что по сути и есть коммунизм — духовная цивилизация. Под руководством Си Цзиньпина и председателя ЦК КПК Ван Хунина, руководящего деятельностью в области укрепления духовной культуры Китая, продолжается работа по строительству нового общества — с опорой на свои истоки и положительный опыт других стран.