Энергии: материальные, жизненные, космические. Джон Беннетт

Творческая энергия

В результате комбинации чувствительной и сознательной энергии, возникают различные привычные нам состояния сознательности. Их можно назвать «Содержимым Разума». В то же время, автоматическая энергия находится ниже границы нашей осведомленности, и сфера ее действия может быть названа бессознательной, или, вернее, подсознательной. Юнг также упоминает о «сверхсознательности», посредством которой человек связан с универсальными формами. Под сверхсознательностью следует понимать ничто иное, как творческую энергию. Природа ее действия необъяснима, причем, даже не столько в силу того, что она находится вне сферы сознания, а, прежде всего, потому, что она не подвержена ограничениям времени и пространства в нашем понимании этих факторов. Действие творческой энергии в нас мы называем удачей, случайностью, вдохновением, или, согласно Гурджиеву, работой Высшего Интеллектуального Центра. Гурджиев использовал следующую диаграмму:

ТАБЛИЦА 10

СЕМЬ ЦЕНТРОВ ПО ГУРДЖИЕВУ

МентальныйВысший Интеллектуальный
ЭмоциональныйВысший Эмоциональный
ИнстинктивныйСексуальныйДвигательный

Кроме того, я счел полезным изобразить работу четырех энергий в виде крестообразной тетрады (см. Рис. 8).

Горизонтальная линия отображает сознательную жизнь «ума». На вертикальной линии представлены три уровня функционирования. Наклонные линии показывают, как четыре энергии, комбинируясь, порождают все многообразие проявлений человеческого опыта. Я еще вернусь к этому вопросу на следующей лекции.

Интеграция функций

Значительная часть нашей работы сводится к принуждению центров использовать ту или иную разновидность энергии для получения нужных нам результатов. Такая подготовка центров и установление связей, за счет которых в центры могут поступать различные энергии, отличаются от трансформации энергии в результате воздействия одной энергии на другую, о чем шла речь ранее. Оба этих направления весьма важны, но бессмысленно интенсифицировать трансформацию энергий с образованием Е5 и Е4, то есть, чувствительной и сознательной энергий, в количествах, превышающих пропускные возможности центров. В связи с этим, очень важно как можно чаще приводить наши центры в полубодрствующее, или чувствительное состояние, осуществляя, таким образом, настоящую подготовку к полноценному бодрствующему состоянию, порождаемому высвобождением сознательной энергии. Однако следует избегать и другой крайности. Бессмысленно просто тренировать центры, если у нас нет оснований рассчитывать на поступление в эти центры высших энергий. Методики, единственная задача которых заключатся в тренировке функций, не могут принести больших результатов, если центры работают исключительно на автоматической энергии и том небольшом количестве чувствительной энергии, которая вырабатывается в обычной повседневной жизни. Говоря психологическим языком, нет смысла тратить колоссальные усилия на улучшение работы центров, если параллельно не ведется работа над самовоспоминанием, в результате которого образуется дополнительное количество энергии Е5. Кроме того, если мы одновременно не ведем борьбу с собственным эгоизмом, что является условием высвобождения энергии Е4, наши функции будут оставаться несознательными.

Обсуждение энергий самого высокого уровня выходит за рамки нашей сегодняшней лекции. Скажу пока лишь, что их нельзя рассматривать в качестве «топлива», и мы не можем «использовать» их. Наоборот, они используют нас, и именно мы являемся их «топливом», или «пищей». В то же время, можно быть использованным по-разному, и понимание этих различий служит ключом к пониманию всего остального. Я посвящу последнюю лекцию исключительно этому вопросу.

Вопросы

В. Можно ли должным образом подготовить двигательный центр к действию сознательной энергии, не упражняясь в движениях? Или в этом случае действуют другие правила?

Дж.Г.Б. Подготовка двигательного центра, как и всех остальных центров, заключается в приведении его в то состояние, которое я назвал полубодрствующим. Это делается за счет вовлечения чувствительной энергии в работу двигательного центра. Для этого не обязательно использовать особые упражнения. Например, можно наполнить чувствительной энергией наши обычные повседневные движения, такие как ходьба или речь. Прислушиваясь и воспринимая звуковые вибрации во время разговора, мы наполняем инстинктивный центр чувствительной энергией. Если при ходьбе нам удается быть чувствительными к собственным шагам, это означает, что наш двигательный центр сенсибилизируется. Специальные упражнения просто облегчают этот процесс, но можно обойтись и без них. Кроме того, можно привести двигательный центр в полубодрствующее состояние, пытаясь чувствовать свои позы и жесты.

В. Каким образом с этим связана нервная система?

Дж.Г.Б. Она связана с регулирующим механизмом, который занимает центральное место на диаграмме животной жизни. Это работа Е8.

В. Как можно наполнить чувствительностью центры чувств и мышления?

Дж.Г.Б. Разницу между автоматическим и чувствительным мышлением можно охарактеризовать следующим образом. В случае автоматического мышления, мы не отслеживаем смысл наших мыслей. Например, если мы разговариваем, и то, что мы говорим, основывается на автоматическом мышлении, то смысл, который мы вкладываем в собственные слова, не имеет для нас значения. Мы просто разговариваем. Это реагирование. Только когда, во время разговора, вы начинаете спрашивать себя: «А что я имею в виду, говоря это?», вы понимаете, что необходимо быть более чувствительным. Возможно, вы обнаружите, что у вас недостаточно внимания, чтобы во время разговора быть чувствительными к смыслу произносимых слов, или в процессе мышления — к смыслу собственных мыслей. Тем не менее, уже начав практиковаться в этом, пытаясь произносить слова и одновременно быть чувствительным к их смыслу, вы, тем самым, начинаете работать со второй частью мыслительного центра.

Привлечение чувствительной энергии к работе центра чувств происходит совершенно иначе. Мыслительный центр, в принципе, способен направлять чувствительную энергию в центр чувств, но это возможно только при наличии некоторого количества сознательной энергии в мыслительном центре. В этом случае, мыслительный центр получает власть над чувствами. Тогда, он может управлять чувствами по собственному усмотрению. Иначе чувствительную энергию можно вовлечь в работу центра чувств только косвенным образом, благодаря совместному действию мыслительного и двигательного центров. И, действительно, можно обнаружить, что, упорно работая над двумя центрами, в особенности, над головой и телом, мы, в результате, делаем чувствительным свой центр чувств. Это опосредованный путь. Прямой путь возможен только при поступлении сознательной энергии в мыслительный центр.

В. Как с этим связано внимание?

Дж.Г.Б. Внимание не является энергией. Это свойство воли. Мы сейчас не обсуждаем волю и различные ее свойства. Тем не менее, безусловно, одна из наших серьезных проблем заключается в том, что помимо недостатка энергии, у нас практически нет воли, что гораздо печальнее. Внимание, в свою очередь, представляет собой простейшее и, возможно, наиболее примитивное свойство воли. Однако мы все хорошо знаем, насколько нам не хватает этого свойства.

В. На первой лекции вы пообещали сказать несколько слов о времени и длительности энергий. Между проблеском сознательности и чувствительным состоянием есть колоссальная разница. Как можно продлить это состояние пробуждающейся сознательности?

Дж.Г.Б. Существует собственное субъективное время. То есть, у каждого из нас есть свое время. Это время целиком и полностью зависит от качества нашего опыта, и никак не связано с часами и вращением земли вокруг своей оси. Вы наверняка помните, что во Все и Вся, по поводу этих несчастных существ, людей, живущих на земле, было сказано, что продолжительность их существования постоянно уменьшается. Значение этой фразы понять не сложно: Гурджиев говорит о снижении качества нашего опыта. В связи с этим, количество времени, которым может располагать человек, все уменьшается и уменьшается. Некоторые люди могут за несколько часов прожить больше, чем другие люди проживают за целый век. Если центр наполнен чувствительной энергией, то за минуту совершается больше, чем за двадцать четыре часа работы автоматической энергии. Секунда использования сознательной энергии дает гораздо больше, чем часы работы чувствительной энергии. В то же время, творческая энергия не подвластна привычным для нас законам времени и пространства.

Следовательно, нельзя говорить о продолжительности исключительно на основе циферблата. На первой лекции кто-то спросил меня о связи высших энергий со временем. Три высшие энергии не подчиняются законам времени. В каждый момент эти высшие энергии содержат целую жизнь опыта, а может быть даже и тысячи жизней. Вступая в контакт с этими высшими энергиями, человек, тем самым, освобождает себя от времени, в обычном понимании этого слова.

В. Другими словами, эта разновидность опыта не может быть потеряна.

Дж.Г.Б. Да, этот опыт никогда не теряется. Это так.

В. Я хотел бы узнать, к какой категории следует относить энергию, которая вдохновляла таких людей, как Шекспир, Моцарт, Бетховен — тех гениев, произведения которых бессмертны, и лежат вне сферы обычного опыта. Это сознательность, или нечто более высокое? Я не знаю, куда ее отнести. Я понимаю, что это исключительная сила, но, в то же время, она присуща человеку.

Дж.Г.Б. Время от времени, творческая энергия входит в жизнь некоторых людей. Однако следует понимать, что лишь очень небольшую часть произведений всех этих гениев можно отнести к действительно высокому уровню. Много ли Бетховен сочинил музыки, которую нельзя было бы отнести на счет сознательной или чувствительной энергии? Не так уж много. В пьесах Шекспира вообще очень мало элементов подлинного творчества. Творческая энергия не может действовать постоянно. В остальное время приходится полагаться на технику. В случае же подлинного творчества, оно исходит из-за пределов сознательности, то есть, от Творческой Энергии Е3.

В. Правильно ли я понял, что наши эмоции меняются в результате возникновения механически предопределенной ситуации? Правильно ли я понял, что только сознательность в мыслительном центре может менять наши эмоции в данный конкретный момент, и, если нам кажется, что мы меняем собственные эмоции непосредственно сейчас, то это свидетельствует о принятом ранее решении изменить собственное эмоциональное состояние. Все происходит именно так?

Дж.Г.Б. Безусловно, наши эмоции в значительной степени зависят от комплекса автоматических реакций. Большинство людей практически не способно вести чувствительную эмоциональную жизнь. Так получается, что эмоциональная сфера жизни человека наименее чувствительна из всех. В то же время, мы сами автоматизируем многие свои реакции. Например, не так уж сложно ограничивать свои автоматические эмоции и реакции, и, в частности, не впадать в ярость, если что-то нас раздражает. Так называемый «контроль над собой» является просто автоматической регуляцией, осуществляемой постоянно. И все же, люди называют это «контролированием себя». Если же вы по-настоящему приметесь за изучение собственной эмоциональной жизни, и, особенно, если с этой целью объединится некоторое число людей, вы вскоре удивитесь, обнаружив, до какой степени все мы эмоционально не чувствительны. И еще поразительнее то, что люди пребывают в глубочайшем заблуждении по этому поводу.

В. Каким образом можно укрепить чувствительное состояние? Похоже, что наступает момент, когда это становится возможным. Как я могу сделать себя более чувствительным? Связано ли это с расслаблением? Иногда, мне кажется, что я могу двигаться дальше и даже добраться до сознательности.

Дж.Г.Б. Прежде всего, нужно отдавать себе отчет в том, что основную часть времени наши функции работают в автоматическом режиме. Это трудно понять, поскольку мы путаем автоматические инстинктивные реакции, эмоциональные реакции и ментальные реакции с подлинной чувствительностью. Можно проиллюстрировать это примером: чувствительная энергия способна различать в каждом стимуле утверждающие и отрицающие компоненты. Автоматическая энергия не обладает таким свойством: она реагирует, либо на плюс, либо на минус, либо удовольствием, либо болью, либо да, либо нет. В то же время, чувствительная энергия воспринимает и то, и другое. Один из способов повышения собственной чувствительности заключается в том, чтобы, воспринимая положительное, пытаться также чувствовать и отрицательное. Другими словами, если нам что-то не нравится, то нужно попытаться определить, чему же в нас это нравится. Если есть чувствительная энергия, всегда можно найти в себе что-то, чему это одновременно и нравится и не нравится. Например, если вы говорите решительное «да» в ответ на какую-то мысль, то это свидетельствует о действии автоматической энергии, поскольку это вполне укладывается в схему автоматической работы мыслительного центра. Когда же мой мыслительный центр становится чувствительным, говоря «да», я также говорю и «нет». Такая комбинация «да» и «нет», является признаком полубодрствующего состояния, и появляется возможность подняться еще выше, то есть, освободиться и от «да», и от «нет». Однако, это возможно только при участии сознательной энергии Е4.

Когда человек понимает природу автоматических функций, ему уже не трудно разобраться и с отделением сознательности от чувствительности. Это, как раз, и

является основой самонаблюдения, и его отличием от размышлений о себе. В терминологии Гурджиева, это первый сознательный шок. В нем, на самом деле, и заключается секрет повышения чувствительности.

В. Я не вполне разобрался с полубодрствованием и полноценным бодрствованием. Если мы используем сознательную энергию, будет ли при этом часть нашего существа оставаться в бессознательном состоянии?

Дж.Г.Б. Да, безусловно, значительная часть нашей природы постоянно работает вне осознаваемой нами сферы опыта. Не следует забывать о непрерывно действующих жизненной и конструктивной энергиях. Кроме того, на уровне автоматизма, поддерживается постоянная активность нервной системы, включая активность коры.

В. В чем разница между активностью и полубодрствующим состоянием?

Дж.Г.Б. В полубодрствующем состоянии вы чувствуете себя бодрствующими. Когда же вы действительно бодрствуете, вы понимаете, что значит спать. Основная разница заключается в том, что при наличии сознательной энергии мы осознаем все в целом. Диаграмма на Рис. 8 показывает, что при добавлении сознательной энергии центр видит все наши функции в перспективе; в этом состоянии, перед нами раскрывается природа полубодрствования, когда у каждого центра может быть свая, характерная только для него разновидность опыта. Вместе с тем, в состоянии бодрствования мы также осознаем и собственную автоматическую часть, поскольку ее работа никогда не останавливается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

0 комментариев

  1. Никогда не пойму окультистов. К чему после прятия факта о существовании трансцендентного делать попытки исследовать его? С этим просто нужно жить и все.

  2. Никогда не пойму окультистов. К чему после прятия факта о существовании трансцендентного делать попытки исследовать его? С этим просто нужно жить и все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *