Главная страница » Публикации » Практика самонаблюдения

Практика самонаблюдения

Методы внутреннего созерцания

малявин, осознанность, випассана, самонаблюдение, созерцание, китайкая випассана, чжигуань, упражнения цигун


Суть метода самонаблюдения заключается в осознавании внутреннего мира, т.е. того что мы привыкли считать собою: собственных ощущений, мыслей, настроений и образов.  Наблюдение как простое направление внимания на что-либо без реакции на происходящее. Это означает, в отношении телесных ощущений, что мы ощущаем наше тело, как будто смотрим на него со стороны. Очень важно никак не реагировать на ощущения: т.е. не испытывать отвращения или привязанности в ним. Если ощущение сильное и неприятное,  вы начинаете испытывать отвращение к нему, но как только в уме вы осознали эту реакцию, то переведите свой ум на простое наблюдение ощущений, тем самым прерывая мыслительную реакцию ума. Также если вы чувствуете привязанность к приятному ощущению, то осознав это, просто наблюдайте, не пытаясь удержать это приятное чувство.
Что такое ощущение? Это любое ощущение, которое испытываем все мы на поверхности и внутри тела, например, давление, когда сидим на стуле, касание одежды, прохлада окружающего воздуха, жар от солнца, боль от укола иголкой, распирание от вдоха, тяжесть и легкость, наполненность и пустотность, холод и тепло, любые другие ощущения.
Мысли – это что-то, о чем вы можете подумать. Мысли могут быть связаны с той частью тела, куда вы направили внимание, или нет. Сначала вам будет скорее всего трудно наблюдать ощущения, мысли будут постоянно отвлекать вас. Не расстраивайтесь, не испытывайте отвращения, а просто отметив что ум отвлекся, возвратите его в то место, где вы наблюдали ощущение. Если в процессе наблюдения ощущения у вас возникают образы, то также не нужно реагировать, а просто отметив этот факт, возвращайтесь обратно к наблюдению ощущений.
Образ – это некая картинка в уме. Она может быть необычной или совсем обыденной. Необычный образ может напоминать сон, например образ животного, строения, другого человека, географических фигур, потоков энергий, цифр, да чего угодно, который может двигаться и с ним может произойти самая невероятная история. Обыденный образ – это обычно картина того места, которое вы наблюдаете, например — свою руку или какой-то внешний предмет.  Ум привык постоянно работать в контакте с внешними объектами, он анализирует, что видят глаза, слышат уши и другие органы чувств.  У каждого есть собственное представление о том, как устроен мир, созданное на основе своего опыта и полученных знаний. Это представление сформировано в виде образов. При наблюдении ощущений ум по привычке старается продолжить анализ и начинает применять подсознательные стереотипы, которые и вызывают образ. Эти образы всего лишь следствие, отражение привычки нашего ума, нашего опыта и подсознательных стереотипов. Если мы начинаем развивать эти образы в уме, то будем лишь развивать привычки, но как раз от них и нужно избавляться. Так как именно они являются причинами страданий. Ведь все образы порождены привычками и стереотипами ума, которые создают привычный путь мышления, ведущий нас по одному и тому же пути в долгой череде выборов, из чего и состоит жизненный путь.
Кроме мыслей и образов, которые, как видно, тоже являются мыслями, в уме могут возникать и разные чувства. Например, чувство страха, тоски, гнева, скуки, раскаяния, радости, любви, а также другие чувства. Уму каждого человека свойственны привычные состояния, которые возникают в связи с какими-то ощущениями. Эти чувства тоже результат привычек ума. Обычно мы связываем состояния с внешними событиями, так как наш ум всегда направлен вовне, однако эта связь не прямая. Есть промежуточное звено – а именно привычка ума реагировать на эти внешние события определенным образом. Разные ощущения и сам процесс их наблюдения ум рассматривает через призму своих привычек и реагирует на них соответствующим настроением.
Что же такое привычка нашего ума? Очевидно, что наш ум управляет всеми процессами, происходящими в нас, т.к. после смерти никто не в состоянии двигаться, дышать, размышлять и делать что-нибудь, что мог делать при жизни. В нас есть процессы, которые мы осознаем, и есть процессы, которые происходят подсознательно, т.е. мы не наблюдаем, как они совершаются. Вот несколько примеров подсознательно контролируемых процессов: пищеварение, обновление клеток, рост волос, заживление ран и т.д.
Глубока колея, по которой катит нас по жизни кармическая телега! Эта кармическая телега ни что иное как наш собственный ум. И вырваться из колеи нет никакой возможности, кроме одной — соскочить с этой телеги. Иначе говоря на время перестать пользоваться умом…

4914


Для осуществления любого процесса нашему уму нужны правила, т.е. привычки. И только для его бездействия не нужны никакие правила, т.к. бездействие не требует управления ведь в нем нет никаких процессов.  Для бездействия нужна лишь тишина в уме. Причем также как есть множество уровней действия ума, т.е. программ разной глубины, существует и разный уровень бездействия, от поверхностного, например, отсутствия мыслей, до глубинного – отсутствия подсознательных привычек дыхания и биохимических процессов в теле, что приводит к их замедлению до минимума.
Теперь представьте, что вы смогли осознать все привычки вашего ума, т.е. весь набор стереотипов и моделей, составляющий вашу личность. После этого вы вольны управлять ими, например — отбросить их. Но что тогда останется от вас?
Всё что вы считали собою станет внешним, таким же как окружающие вас сейчас предметы. «Я» без привычек и стереотипов лишено личного, т.е. не имеет ограничений и беспредельно. Оно на уровне ощущений не имеет телесных границ, на уровне мыслей не имеет образов, на уровне чувств не имеет каких-либо конкретных, отдельных чувств (страха, скуки, гнева, вожделения , привязанности и т.д.), остается лишь одно чувство, объединяющее все существа во вселенной. Это чувство единства, одного, всеобщее настроение этого мира, некая доминанта, тренд, среднее арифметическое, означающие лишь одно:  я существую, «я есмь сущий»…
Это чувство Бога, Дао, Природы. Самое близкое к этому чувству — это ощущение света. Для безграничного «я» нет и разделения с этим чувством, «я» сливается с ним и само становится им. Это можно сравнить с тем как если бы «я» стало светом. И тогда в отношении к миру материи, то есть к окружающему миру у этого «я» остается единственное чувство — безусловной любви. Ведь и окружающего мира нет, он часть «я», и «я» — это часть его, самая базовая, корневая часть. А видимые образы и разнообразие мира лежат на поверхности восприятия, как будто плоды одного дерева, у которого одни корни и один ствол.


Согласно «Канону внутреннего созерцания»: «Высочайший достопочтенный правитель сказал: „Путь внутреннего созерцания заключается в упокоении духа и сосредоточении сердца. Не должно быть суетных мыслей в уме, не должно быть фальши и блуда в душе. Полностью овладей собой и своим окружением, закрой глаза и вникай в себя. Пусть внутри и вовне будет пустота и покой, постигай утонченную глубину духовного Пути. Вовне зри все умственные образы мира, внутри прозревай Единое сердце. Когда станешь воистину просветленным и безмятежным, и покой, и суетность отойдут от тебя. Пусть мысли не прерываясь тянутся одна за другой — глубинный корень всего пребывает в покое. Оставайся же вечно таким — и в тебе разверзнется непостижимая бездна. Исчезнут волнения и печали, забудутся истинное и ложное»».
Опустоши сердце: оставь все, что его наполняет.
Избавься от сердца: убери все, что есть.
Сосредоточь сердце: да будет оно неподвижным.
Сделай сердце целомудренным: да не будет в нем страха.
Очисти сердце: да не будет в нем суеты.
Выпрями сердце: да не будет в нем скверны.
Когда избавишься от всего этого,
Постигнешь в себе четыре истины.
В сердце прямота: не пятишься вспять.
В сердце равновесие: нет ни высокого, ни низкого.
В сердце сияние: нет ничего неосвещенного.
В сердце проникновение: нет никаких преград.
Эти свойства сердца проявятся сами собой.
Слова слишком грубы, чтобы их описать, —
Сам помысли о сем!
Внутреннее созерцание согласно наставлениям Хуа Ян-цзы:
«Что такое внутреннее созерцание? Созерцаешь себя и не созерцаешь вещи, смотришь вовнутрь и не смотришь вовне. Когда мы созерцаем свое сердце, в нем не появляется ни одной мысли, словно перед нами покойная водная гладь. Когда мы созерцаем небо, мы день напролет сидим недвижно и смотрим вверх. Когда мы созерцаем своей нос, нить свисает с кончика носа — поднимается и вновь опадает, опадает и снова поднимается.
Когда достигнешь предела внутреннего созерцания, энергия проникнет в область Ниваньи дух воспарит над Внутренним двором. Основа же внутреннего созерцания — очищение сердца, а его действие — прекращение мыслей. Огонь сердца опускается в Киноварное поле, и невозможно измерить это достижение. Как говорил Бодхидхарма: „Ни одна мысль не остается без внимания, внутри сам собою покоен и постигаешь изначальный дух».
Бывает, что при утробном дыхании энергия движется легко, а результата достичь трудно. Почему? А потому, что сердце соблазняется внешним. Когда же утробное дыхание осуществляешь воистину, энергия движется с трудом, а результат появляется легко. Почему? Причина этому — чистый покой природы. Секрет утробного дыхания в том, чтобы запечатать привходящую энергию и удержать энергию, распространяющуюся внутри, чтобы она „вилась бесконечно, как бы существуя, и в применении была неисчерпаема»».
Внутреннее созерцание согласно наставлениям Цзюань-цзы:
«Сядь покойно в уединенной комнате и вникни в сокровенную глубину сердца. Левую ногу положи на правую, обе руки опусти вниз, сделай себя пустым, подобно древнему треножнику. Помысли, что левое плечо — солнце, а правое — луна, из солнца выходит белая энергия, входит в Море семении становится красной. Из луны выходит красная энергия, входит в Море семени и становится белой. Два этих вида энергии, соединяясь, образуют подлинную энергию и рождается бессмертный зародыш, подобный белой яшме. Обликом он похож на человеческий эмбрион; в нем уже имеются все члены, и он постепенно растет в утробе. Он лежит, свернувшись, в Море энергии, скрестив руки перед собой, но может выходить из тела и странствовать свободно, улетая за пределы Неба и Земли».
 Метод «сидения в забытьи», согласно наставлениям Чжуан-цзы:
«Сидение в забытьи — это основа долгой жизни. Обретая подлинность в себе, мы совершенствуем свое тело. Если тело очистилось, оно соединится с энергией. Пестуя в себе Путь, мы совершенствуем энергию. Если энергия очистилась, мы соединяемся с сокровенной глубиной Пути. Вот что зовется стяжанием Пути».
Подлинность — это начало Пути. Посему надлежит очищать дух, дабы соединиться с подлинностью. В книге Чжуан-цзы сказано: «Из простора величественно-незыблемого исходит небесное сияние. Простор — это сердце. Небесное сияние — это мудрость. Сначала упокой свое сердце и свет мудрости прольется изнутри и осветит все несчетное множество умственных образов мира. В пустоте и забытьи соединишься сердцем с великим покоем. Вот что зовется „сидением в забытьи»».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *