Великий собиратель буддизма
Из статьи Т.Ф. Мархановой «Третий патриарх школы Тяньтай
и его сочинения» Весник БГУ, 8-й выпуск
Фото предоставлены Андреем Новиковым
Чжи И всемирно известен как Чжи-чжэ да-ши (Великий наставник, Мудрец), светское имя – Чэнь Дэ-ань. Основоположник китайской школы Тяньтай, великий мастер и учитель чжи-гуань. Проживал в провинции Цзинь (ныне пров. Хунань). Он вырос в сложный период истории Китая, когда Северный Китай находился под властью захватчиков из северных степей, в то время как большая часть населения Китая была сосредоточена на юге страны.
Отец Чжи И был советником императора династии Лян (502–557). Мать и отец Чжи И умерли, когда ему было примерно 17 лет, примерно в то время династия Лян была свергнута (557). Все это сподвигло Чжи И в храме города Чань Ша пров. Цзинь поклясться перед статуей Будды, что он станет буддийским монахом. В следующие годы он ушел в храм Гуо Юань и дал 10 обетов, его позвали учиться к Хуй Куану, в 20 лет он принял полных 150 обетов бикшу (нищенствующие монахи).
После нескольких лет проживания на юге Чжи И отправился на север, чтобы учиться у Хуэй-сы, известного буддийского монаха. Там он столкнулся с традицией, которая в отличие от южного буддизма обращала внимание не на ритуалы, а на медитативную практику. Он оставался на севере Китая до 568 года, до тех пор, пока его учитель не велел ему вернуться в южную столицу, чтобы получить поддержку властей. Чжи И отправился в столицу Цзиньлин (совр. Нанкин) вместе с тремя десятками единомышленников проповедовать методы медитации (чань фа) и пропагандировать «Сутру лотоса благого закона» («Мяо фа лянь хуа цзин»). В 575 г. прослышав, что в горах хребта Небесной башни (Тяньтайшань, совр. уезд Тяньтай пров. Чжэцзян) имеется «дворец бессмертных-риши» (сянь гун, а также Сянь-сюэ), он с двумя десятками сподвижников поселился там на северном отроге для занятий религиозной практикой. Отсюда пошло название школы Тяньтай-цзун.
При поддержке богатых и благочестивых мирян Чжи И оставался на горе Тянь-тай с 575 до 585 г. В 585 году 3-го месяца Чжи И снова прибыл в Нанкин, жил в монастыре «Небо и Земля» (Лин Яо). Молодой император попросил Чжи И во дворце «Начала всех начал» (Тай цзи) проповедовать сутры «Даду лунь», «Фа хуа», а также сутру «Жень Ван бань жуо цзинь». Известные буддийские монахи все были уполномочены принимать участие в обсуждении сутр. Храм был переполнен, ученики внимательно слушали и записывали фразы этих сутр. После объяснения Чжи И этих сутр много учеников на основе своих записей создали свои произведения. Его сутры имели на этом обсуждении большой успех. Затем Чжи И опять отправился в свою хижину на гору Тянь Тай.
Только через четыре года после его возвращения в 589 г. южная провинция была захвачена армиями Суй. Несмотря на эти обстоятельства, Чжи И был в состоянии поддерживать тесные отношения с главами династии Суй. Так, суйский император Ян Гуан, желая показать свою поддержку буддизму, попросил Чжи И прибыть в Ян-чжоу для посвящения его в монахи, Он тут же отправился к Ян Гуану, чтобы обучить императора обету бодхисаттвы. После этого Чжи И получил звание мудреца.
В следующем году (592) он вернулся на родину в город Цзинчжоу (г. Хубэй), тогда и основал в уезде Дан Ян на горе Юй Цюань храм Юй Цюань. В течение следующих двух лет (593–595) в этом храме он написал сочинения «Фа хуа цзинь сюань и» и «Мо хэ чжи гуань». Весной 595 г. Чжи И снова по приглашению Ян Гуана прибыл в Янчжоу, там написал сочинение «Цзинь мин Цзин шу», в сентябре вернулся на гору Тянь Тай, упражнялся в самадхи. В это время ему исполнилось 58 лет. Чжи И умер во время очередной поездки в столицу в 597 г. на 60-м году жизни, после 40 лет монашества. Читать далее >>
Чжи И в течение 30 лет проповедовал буддийское учение. Наряду с проповедями он написал большое количество сочинений. До нас дошли «Фа хуа цзин сюань и» (Сокровенный смысл сутры Лотоса благого закона), «Фа хуа цзин вэнь цзю» (Письмена и фразы сутры Лотоса благого закона), «Гуань инь сюань и» (Сокровенный смысл гуань инь/Авалокитешвары [в Лотосовой сутре]), «Гуань инь и шу» (Истолкование смысла [раздела] Гуань инь/Авалокитешвары [в Лотосовой сутре]), «Цзинь гуань минь цзин сюань и» (Сокровенный смысл «Сутры Золотого света»), «Цзинь гуань минь цзин вэнь цзю» (доскональное/пофразовое [объяснение] текста «Сутры Золотого света»), «Вэй мо цзинь сюань шу» (Истолкование сокровенной «Сутры Чистоимянного/Вималакирти»), «Вэй мо цзинь шу» (Истолкование «Сутры Чистоимянномышленников проповедовать методы медитации (чань фа) и пропагандировать «Сутру лотоса благого закона» («Мяо фа лянь хуа цзин»).