Главная страница » Публикации » Покой в движении . Театр божественных барабанов
|

Покой в движении . Театр божественных барабанов

Представление «Шума океана» в Авиньоне, Франция.

Члены музыкально-театральной труппы «Театр божественных барабанов» (Ю жэнь шэнь гу 优人神鼓 ), именуемой по-английски «U Theater» («Ю-театр»), называют театр на горе Лаоцюань-шань в городском районе Му-чжа, расположенный в часе езды от оживленных улиц центра Тайбэя, своим домом. Каждое утро к шести часам они приезжают сюда из разных районов города и начинают свой день с двухчасового занятия тайцзицюань. В восемь часов они медитируют, а к полудню они неистово бьют в свои барабаны. Репетиции к предстоящим представлениям они проводят во второй половине дня. И все это – части строго установленного распорядка, в котором все – от еды до одежды – имеет отношение к тренировке. Но главное значение придается медитации.

Горный склон усеян гонгами, а под деревьями и на крытой платформе стоят барабаны. Деревья члены «Ю-театра» посадили своими руками много лет назад, а теперь они выросли и сделали это место зеленым и тенистым. Каждый, кто случайно забредет сюда, может подумать, что он попал в те далекие времена, о которых рассказывается в романах о мастерах боевых искусств. На самом же деле музыканты – это артисты, совершенствующие свое мастерство посредством религиозных обрядов и ритуального барабанного боя, в которых сходятся воедино музыка, драма и танец.

Когда они выступают на сцене, ударяя в барабаны, танцуя и представляя сюжет некой драмы, их тела вещают языком одновременно религии и искусства, в то время как удары их барабанов и гонгов отдаются в сердцах зрителей. Когда им предстоит выступать на открытом воздухе, они идут молча 20 километров к месту представления, и, когда спектакль начинается, они вдруг открывают в себе, несмотря на усталость, новые силы, так что их порыв захватывает и зрителей, извлекая из самой глубины их сердец чувство безмятежного покоя.

В своих гастролях они объездили весь остров и, кроме того, побывали в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Гонконге, Италии, Норвегии, Сингапуре и США. А их репертуар включает в себя несколько пьес для барабанов, которые понемногу приобрели их нынешнюю форму: «Шум океана», «Встреча с Ваджрасаттвой» и «Одуванчиковый меч». В 2003 году жюри вручавшейся впервые Художественной премии Тайсинь, которую учредил Фонд искусства и культуры банка Тайсинь, рассмотрев представления 2002 года, присудил первую премию пьесе «Встреча с Ваджрасаттвой».

В 2004 году этот признанный лучшим спектакль был показан в северной, центральной и южной частях Тайваня, а также в Африке и во Франции. Для многих это стало самым любимым представлением летнего сезона 2004 года, а компакт-диск спектакля, по мнению критиков, затмил все другие новинки года.

«Ю-театр» основала в июне 1988 года Лю Жо-юй. Она родилась в 1956 году и до того, как уехать на учебу в магистратуру Нью-йоркского университета на отделение театрального искусства в 1981 году, успела стать известной на Тайване театральной актрисой. Она также вела на телевидении детскую передачу, которая принесла ей приз «Золотой колокол» – высшую телевизионную награду на Тайване, ежегодно присуждаемую Правительственным информационным бюро. В Нью-Йорке она была отобрана для годичной учебы в классе польского режиссера Ежи Гротовского. На представлении ее дипломной работы Гротовский указал ей, что ее игра была больше интеллектуальной, чем физической, и это означало, что ее направление в театре было в большей степени западным, чем восточным.

Лю Жо-юй: Барабанщики «Ю-театра» следуют буддийскому подходу к совершенствованию себя, которое проникнуто идеей «отпускания на волю».

Это замечание заставило Лю внимательнее присмотреться к себе и к своему отношению к культуре, в которой она выросла. Она осознала, что незаметно для себя сформировалась как актриса под западным влиянием. Вернувшись на Тайвань, она основала «Ю-театр» и в 1989 году начала тщательно изучать местные традиции, пытаясь определить, что значит обладать «восточным» телом. Она познакомила молодых исполнителей с артистами и музыкантами старшего поколения, и это помогло им узнать народную музыку, танцы и обряды. Для многих в труппе это был путь духовных открытий, но куда вел этот путь стало понятно лишь спустя многие годы.

«Историю “Ю-театра” можно в целом разделить на три этапа, каждый из которых продолжался около пяти лет, – говорит основатель и художественный руководитель театра. – “Встреча с Ваджрасаттвой” относится к третьему этапу, и он наследует представлению, которое завершает второй этап, – «Шум океана». Манера исполнения этих пьес определена тем, как актеры относятся к своему искусству. В течение первого этапа, когда они старались воспроизвести народные обычаи, они сошли с театральной сцены и стали играть прямо на улицах и перед храмами. Три года подряд они присоединялись к самому пышному храмовому празднику южного Тайваня, принимая участие в семидневном шествии в честь Ма-цзу – богини моря.

Важным прибавлением в труппе в 1993 году стал Хуан Чжи-цюнь, мастер игры на барабане, который родился в Малайзии, начал осваивать свое искусство в возрасте шести лет, а в десять лет стал учеником мастера боевых искусств. Окончив Государственный тайваньский колледж физического воспитания, он совершил несколько гастролей по Африке, Америке и Европе с двумя разными тайваньскими танцевальными труппами. Лю пригласила его давать уроки игры на барабане членам ее труппы и ввести барабанный бой в представления ее театра.

Его ответ, по словам Лю, был таков: если артисты «Ю-театра» хотят играть на барабанах, они должны играть хорошо. Хуан тогда только что вернулся из поездки в Индию, где изучал буддизм. По его убеждению, участники труппы должны были научиться медитировать, прежде чем начать играть на барабанах. Он предложил серию занятий, которые имели целью посвятить артистов «Ю-театра» в буддийскую науку самоконтроля и самопознания. Так судьба «Ю-театра» была решена. Помимо своей ежедневной работы на горе, члены труппы стали проводить много времени в пеших путешествиях по Тайваню и за рубежом.

«За последующие пять лет артисты “Ю-театра” научились вглядываться в себя и понимать, каковы они на самом деле, – говорит Лю. – Физическая тренировка, занятия медитацией и длительные пешие походы – это средства освободиться от мирских забот и обрести покой сознания». В качестве примеров Лю ссылается на 28-дневный 600-километровый поход вокруг Тайваня в апреле 1996 года и на 35-дневное 900-километровое путешествие по восточному Тайваню в следующем году. «В состоянии предельной усталости и неподвижности в сознании не остается ничего кроме своего “я”. Ты начинаешь с особенной ясностью сознавать себя, и тебя охватывает ощущение слитности с природой», – говорит Лю.

После представления они возвращаются на гору сажать деревья и цветы и медитировать. «Шум океана», который несколько раз переделывался на основе более ранних пьес Хуана, демонстрирует плоды духовных превращений, которые пережила труппа. Но пьеса выражает также такие качества, как чистота и естественность в звучании барабанов и гонгов, а равным образом в сюжете и костюмах. С момента своего прихода в театр Хуан создает хореографию и музыку для труппы, тогда как Лю придает его наработкам театральную форму.

В1998 году, когда «Ю-театр» показывал «Шум Океана» на Авиньонском фестивале во Франции, он получил награду за лучшее представление года. В последующие годы труппа много путешествовала, показывая свое искусство зрителям по всему миру. В 2001 году начал складываться спектакль «Встреча с Ваджрасаттвой», который мало-помалу приобрел законченный вид в 2003 году. «Вторая пьеса знаменует наше возвращение в земной мир, когда мы стремимся поведать другим о покое, обретенном внутри себя, – говорит Лю. – Это все равно что, разобравшись с собственными проблемами, быть в состоянии помочь людям в решении их проблем. Мы не можем разрешить все трудности, стоящие перед людьми, но мы можем осветить внутренние конфликты, которые живут в сердцах людей».

Члены труппы «Ю-театра» верят, что длительные сеансы медитации помогают им бить в барабан, освободившись от мирских забот.

«Ваджрасаттва» – более религиозная пьеса, чем предыдущая работа театра. Она включает в себя элементы из исследований о Ваджрасаттве и тибетского буддизма – главным образом, тантризма. Поэтому пьеса выделяется более красочными костюмами, более сложными движениями и более драматическим сюжетом. «Мне кажется, зрителям понравилось это представление, потому что в нем многие религиозные элементы сплетены в один художественный образ, – говорит Лю. – Эти элементы создают мощное поле взаимодействия различных сил, которое втягивает в себя зрителей, даже если актеры во время спектакля ничего от них не требуют».

Движения актеров не предполагают донести до публики некий смысл и не предлагают себя для истолкования. Актеры сознательно просто делают то, что делают, ни о чем не думая.

«Когда они бьют в барабаны, они погружаются в пустоту, которая созидается присутствием барабанщика, барабана и ударом в барабан, – говорит Лю. – И зрителей вводят в эту пустоту, если они позволяют себе ничем не обременять свои органы чувств. Это “ничто” существует в каждом и является всеобщим в противоположность думанию, которое у каждого человека свое. Когда люди соучаствуют в одном и том же “ничто” в одно и то же время, они соучаствуют в абсолютном настоящем, здесь и теперь».

Вот почему, замечает Лю, репертуар ее театра глубоко трогает столь многих людей, даже если они не могут объяснить, отчего это происходит. Хун-Цзянь Цзин-хуэй, председатель Фонда образования и культуры Хун, много раз смотрела представления «Ю-театра» и даже сопровождала артистов в трехдневном походе по Франции, когда они выступали в Тюильрийском саду в Париже. Она говорит, что ее всегда трогает внутренняя умиротворенность артистов «Ю-театра», и восхищается их строгим распорядком жизни и стремлением употребить все силы для того, чтобы достичь предельных высот искусства.

«Ритм барабана – это как топот коней, который сначала дает явиться звуку, а потом рассеивает твои мирские заботы, – говорит она. – Он приносит такое ощущение, словно с твоей души смывается вся грязь и твое сердце излучает радость. В то же время актеры являют такую захватывающую самоуглубленность и покой, что сердце становится белоснежно чистым».

Будучи также знакомой со знаменитыми труппами барабанщиков тайко в Японии, она полагает, что они ставят акцент на единстве труппы и агрессивном представлении.

Что же касается барабанщиков «Ю-театра», то они, по ее словам, выражают себя посредством религиозной дисциплины и в то же время великодушия религиозного духа. «Различие между этими двумя труппами хорошо заметно также и по их костюмам, – говорит она. – Лично я всегда чувствую себя напряженно на выступлениях барабанщиков тайко, тогда как барабанщики “Ю-театра” помогают мне расслабиться».

И на Тайване, и в Японии барабан имеет длительную историю. Но для китайского населения в Азии он всегда ассоциировался с народными обычаями и редко использовался как самостоятельный музыкальный инструмент. По словам Лю, именно барабанщики тайко побудили ее и маэстро Хуана сделать так, чтобы барабан служил именно музыкальным целям. Барабанщики тайко соблюдают строгий режим, совершают марафонские забеги и живут обособленной группой. Перед представлением они пробегают большое расстояние, как принято и в «Ю-театре».

«Только после того, как мы завершили работу над “Шумом океана”, я поняла, чем мы отличаемся от барабанщиков тайко, – говорит Лю. – Мы следуем буддийскому подходу к совершенствованию себя, которое проникнуто идеей “отпускания на волю”. Барабанщики же тайко, напротив, стремятся встать выше всего, они исполнены жажды победы. А это требует воспитания очень сильной воли». В результате, барабанщики тайко демонстрируют бойцовский дух, а барабанщики «Ю-театра» представляют покой, который может придти только из внутренней безмятежности.

Таким образом, барабанщики тайко воплощают стремление к первенству, которое, по словам Лю, неизбежно в обществе подобно тому, как спортсмены мечтают о золотой медали на Олимпийских играх. «Но буддийские учителя предлагают нам другой путь, – говорит она. – Благодаря религиозной дисциплине мы открываем, что в мире есть нечто более великое, чем то, что дает нам наша индивидуальная жизнь. И “Ю-театр” стремится указать этот путь другим, ибо это открытие учит нас понимать, что ты никогда не проиграешь, даже если не получишь ни одной награды в жизни».

Сегодня 14 артистов «Ю-театра» вступили в то, что они называют четвертым этапом истории своего театра. Их средний возраст равняется теперь примерно 30 годам, и они обращаются к разным возрастным категориям, стремясь распространить в мире дух «Ю-театра».

«Невозможно выразить словами всю глубину буддийского учения, и мы только-только начали, – говорит Лю. – Перед нами длинный путь».

Перевод с английского   В. Малявина

Тайваньская Панорама», 2005, № 1.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.