Главная страница » Публикации » Роль тела в деле спасения души
|

Роль тела в деле спасения души

Давно хотел рассказать о своем опыте. Возможно, это поддержит тех, кто переживает духовный кризис в традиции русской православной церкви. Пишу для тех, кто хочет остаться верным Христу и понять, как можно нарабатывать с Ним личные отношения, лучше понимать глубину церковной жизни и смысл ее базовых понятий. Церковь переживает сейчас непростые времена, многие люди теряют веру, расцерковляются. Будучи членом церкви, я пережил кризис и вернулся с новым пониманием ее важности в нашем спасении.
Мой путь не типичен, я пришел к своим выводам спустя 20 лет изучения китайских оздоровительных практик и боевых искусств и более 15 лет воцерковленной жизни в РПЦ.
Обладая от природы системным мышлением, рассудительностью, мне всегда хотелось дойти до самой сути христианства, в котором я родился и вырос. Параллельно шел процесс изучения китайской культуры, в которую волею судьбы оказался погружен, имея возможность наблюдать ее изнутри и общаться с подлинными ее носителями. Долгое время я старался не смешивать два этих процесса, но наступил момент, когда они сами сложились в довольно логичную и объемную картину мира. Я сделал свои выводы и нашел свои ответы на вечные вопросы: в чем смысл жизни, кто мы, зачем мы здесь и почему все так происходит.
Сейчас мы проживаем кризис смыслов, вошли в период великой депрессии, из которой видятся два выхода: перед лицом надвигающейся опасности люди либо начнут массово пробуждаться, либо жизнь на планете дойдёт до полного абсурда и печального конца. Поэтому очень важно, особенно для западных людей, обратиться к тем изначальным смыслам, без которых вся жизнь — суета сует и томление духа. Церковь зачастую не дает ответов на актуальные вопросы современных людей и, самое главное, не учит практическим навыкам выстраивания отношений с Богом. Кризис веры, уход из церкви, происходит не только у мирян, но и у духовенства. Поняв, что дальше искать ответы у людей и в книгах бесполезно, я последовал совету владыки Антония Сурожского идти в поиск не по горизонтали, а через получение прямого понимания, по вертикали. Владыка советовал: задавая вопросы Богу, наберитесь терпения и будьте внимательны в ожидании ответа, слушайте и будьте бдительны, ответ может прийти в любое время и в самых непредсказуемых обстоятельствах, надо только научиться слушать сердцем. Это не прямая цитата, но общий смысл таков. Этот совет помог мне пережить период расцерковления и вернуться в церковь, обретя новые смыслы и глубину понимания.
На мой взгляд основным препятствием на пути человека к Богу является интеллект, образование, слишком развитый ум. Это я пережил и прочувствовал на себе. Церковь держится на людях с простыми и искренними отношениями с Богом, вера которых очень крепкая, зачастую наивная, но действенная. Говоря об этом, хочется вспомнить пастухов и волхвов из евангельской истории. Они олицетворяют собой два христианских пути. Одни имеют детское доверчивое сердце, и ангелы незримо ведут их прямым путем, а другим приходится идти к Богу окружным путем — через познание его творения, понимание его воли, замысла и законов сотворения мира. Осознав это, я сначала пытался идти путем простоты, но понял, что мой род утратил эту простоту много поколений назад, и мне придется разобраться в этих вопросах по существу и понять, что такое СПАСЕНИЕ на самом деле, и что в этом вопросе зависит от нас.
Спасение — ключевое понятие в христианстве. Что же такое спасение? Многие говорят, что это тайна. Другие, — что надо ходить в церковь, исполнять ритуалы и надеяться на то, что Христос спасет нас от попадания в ад и воскресит после смерти. С одной стороны, это верно, и хорошо работает для простосердечных людей. А что делать тем, у кого возникает масса вопросов и сомнений, не дающих искренне верить в спасительную миссию Иисуса Христа и почувствовать с ним реальные личные отношения, о которых так много говорят?
Мне хотелось бы обсудить эту тему с другими верующими и ищущими смысла жизни людьми.
Человек рождается на животном уровне, он призван пройти два основных этапа реализации: стать человеком, а затем Богом, «из гусеницы превратиться в бабочку». Человека от животного отличает, главным образом, стремление или предрасположенность к творчеству. Высшим творчеством является стремление до-сотворить самого себя, захотев этого и направив на этот процесс свободную волю и внимание. Таким образом человек может стать соратником Бога в деле спасения себя, а через себя и многих. Святые отцы всегда отмечали важность аскетики (упражнений) и часто говорили, что, уповая на Бога, человек должен сделать максимум от себя зависящего. К сожалению, сейчас в обществе об этом не говорят и даже в церкви эту тему не раскрывают понятным современному человеку языком. А это очень важно.​ Это выстраивает в человеке смысловую ось и формирует цель жизни. Если общество не будет ее поддерживать, оно обречено на вырождение. Когда виноград не приносит плодов, его срубают и бросают в огонь. Книги об основах православной аскетики есть, но они, в основном, написаны монахами и для монахов. Мирская жизнь существенно отличается от монашеской, особенно в современных условиях мощного информационного давления.​ Со стороны церкви нет и анализа не противоречащих православию методов элементарной саморегуляции, сохранения покоя и управления вниманием. Поэтому, чтобы заполнить этот информационный вакуум, членам церкви остается только делиться своим опытом друг с другом.
Под спасением души я понимаю реализацию Божьего замысла. Потенциально мы Боги, а вот актуализировать эту потенциальность является целью и задачей человеческой жизни. Земля – это своего рода инкубатор для взращивания душ человеческих. Наше тело – как утроба матери, которая вынашивает младенца, Душу. В этом есть воля Бога, его замысел. Образ этого в Новом Завете описан примерно так: Царство Божье внутри вас есть, оно силою берется, прикладывающий усилия его наследует. «Чему оно подобно – зерну горчичному, которое меньше всех семян, но, когда оно вырастает, становится самым большим деревом, и птицы небесные укрываются в его ветвях». Это очень хороший евангельский образ спасения Души. Зерно уже есть в нашем теле, Бог каждого наделил потенциалом. Наша задача — создать благоприятные условия, чтобы зерно взошло, душа проснулась, чтобы мы с Божьей помощью смогли реализовать свой потенциал.
Зерно может пролежать в сухой почве много лет и не взойти, или его зальет водой, и оно сгниет. Пробуждение этого зерна (Души) может произойти под влиянием извне. Вспомним времена раннего христианства, когда при крещении человек менялся под влиянием Духа Божьего, становился его носителем и мог передавать его другим. Образ этого преображения в Евангелии — превращение воды в вино на свадьбе в Канне Галилейской. Хорошо известно, что этот процесс понемногу затихал и уже ко временам Антония Великого остановился окончательно, иначе бы он отправился не в пустыню умолять Бога, а искал бы человека, носителя Духа святого. Таким образом он и стал основоположником монашества, цель которого — взращивание внутри себя виноградника и постепенное превращение воды в вино при помощи Бога.
Ниже предлагаю обсудить сохраненные отцами православной веры рецепты приготовления хорошего вина, которые позволяют человеку освоить принципы внутренней работы в винограднике своей души.
Для меня это путь осознанного христианства или деятельного православия. Если вернуться к изначальному смыслу (ортодоксии), то православными считались люди, разделяющие догмат о Святой Троице, воплотившие Христа в своём сердце, осознающие его как Бога Отца, все обнимающего, и Духа Святого, все соединяющего и пронизывающего собой. Исходя из этого православный – это, на мой взгляд, абсолютно христоцентричный человек. Тот, который во главу угла ставит Христа, осознанное служение Богу и людям. Такой человек уже не принадлежит себе, он как «воин Христов» все время «бодрствует, чтобы не впасть в искушение», постоянно внутренне предстоит перед Христом, подчинив Ему свою волю. Если искать Бога или Царствие Божье только вовне, то туда и будет направлено внимание. Поначалу так и происходит, но, когда все книги прочитаны и все вопросы заданы, необходимо начать искать Царство Божье внутри себя. Сначала ничего не видно, как в темной комнате, но потом, если подождать, успокоив ум, зрение привыкает, начинаешь различать контуры и видеть путь. Человек начинает видеть и слышать сердцем, и так ориентируется на своем внутреннем пути. Когда он находит на этом пути сокровище, происходит выравнивание внутреннего и внешнего и становится понятно, что Бог все объемлет, и во всем воля Его.
Святые отцы учат понимать роль свободной воли в деле своего спасения в нашем дуальном мире. Есть воля Спасителя, которая хочет всех спасти. Есть воля князя мира сего (имя ему разделяющий), который хочет всех погубить. Есть свободная воля человека, данная ему Богом. Человек может осознанно следовать Божьей воле и, тем самым, спастись, или, не осознавая этой важной ситуации и спасительной роли Христа, жить своим умом, самому управлять своей волей, незримо играя на стороне князя тьмы. Как взаимодействуют в нас три этих воли, так и складывается наша жизнь. Это и есть воля Бога Отца, который сам не вмешивается, а наблюдает за всем происходящим, создав такие правила игры в материальном мире. Когда ему надоест, он глаза закроет, игра закончится, настанет время подводить итоги. Поэтому, пока не поздно, хорошо бы вспомнить что человек сам себя спасти не может, а может только дать спасти себя Христу, направив к нему свою волю, попросив помощи, войдя в добровольно подчиненное состояние, пережив личностную капитуляцию.
Чтобы это реализовать на практике, необходимо осознать важность христианских добродетелей как инструментов спасения. Осознать, что их у вас никто не может отнять, только вы сами по неведению можете не захотеть их использовать. Нужно хорошо разобраться в сути ПОСТА, БДЕНИЯ и МОЛИТВЫ. Ниже я изложу свое видение православной аскетики для мирян, которые нуждаются в укреплении своей веры, в углублении своей жизни в церкви и налаживании обратной связи со Христом.
ПОСТ важно понимать как постоянное наблюдение за своей внутренней жизнью, причем начинать надо с тела! Нужно учиться все время телом как бы предстоять Христу, находиться в Его присутствии. Это очень важный этап, который помогает научиться присутствовать в настоящем моменте и повышает чувствительность. Внимание, направленное в тело, на его связь с землей, успокаивает ум и пробуждает «зерно» в области живота. Современный человек почти целиком живет в голове, в виртуальном мире своих мыслей. Он перестает чувствовать землю под ногами, небо над головой и окружающих его людей. На начальном этапе работы с телом ему необходимо заземлиться. Центр массы и координации тела находится животе, поэтому внимание должно быть направлено туда, и через ноги — в землю. Это позволит научиться телом предстоять Христу постоянно, даже во сне, и в моменты опасности просыпаться заблаговременно, подобно воину. Это известно из боевых искусств. Такой вид телесного бодрствования позволит в дальнейшем реализовать призыв Христа «бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение, бодрствуйте, ибо не знаете когда я приду». Такая настройка на ожидание внезапной радостной встречи с Христом постепенно перестроит работу всех систем организма и активизирует дремлющие ресурсы тела, без которых хорошего «вина» не получится.
БДЕНИЕ. Если предыдущий этап освоен, необходимо переходить к наблюдению за своей речью, словами, языком, как самой подвижной частью тела. Такое наблюдение со временем позволит перестать грешить в речи, обуздать свой язык. Этот этап очень трудно освоить если не научиться наблюдать за телом, как за более грубой частью человека. Наблюдение надо начинать от более грубого к более тонкому. О важности обуздания языка подробно сказано в соборном послании апостола Иакова, только мало кто смог реализовать это в реальной жизни, потому что начинали сразу с наблюдения за языком, а не за телом, а это очень сложно без навыка телесного присутствия. Тело всегда присутствует, а мысли, и за ними слова, скачут зачастую бесконтрольно. Нужно укорениться в своем теле, научиться чувствовать, что происходит в реальном моменте подобно животным (в особенности кошкам). Под влиянием цивилизации у человека эта функция находится в спящем состоянии, ее необходимо пробудить и пользоваться. Это очень важно!
На следующем этапе «постовой» жизни нужно учиться наблюдать за мыслями с целью научиться не грешить в помыслах. Вот тот уровень, к которому призывает Христос своих учеников. Можно сказать, что христианство только начинается с этого момента. Выйти на это уровень без кропотливой внутренней работы над собой практически невозможно, хотя некоторым это дается свыше при реальном крещении. Это все нужно, чтобы обрести цельность перед Богом, искоренить в себе двойственность, перестать сомневаться как Фома и повысить качество своей духовной жизни, постепенно обучаясь жить в послушании у Христа, по воле Его.
МОЛИТВА – подлинная, немногословная – помогает настроить свой «радиоприемник» на волну Христа. Бдение поможет нам оставаться на этой волне в режиме восприятия, слушания. Богу нужны наши уши, чтобы мы могли научиться жить в послушании, по воле Его, буквально по услышанному в тишине. Когда внимание отвлекается, нужно снова обращаться в молитве к Иисусу, чтобы настроиться на Его волну и оставаться в режиме слушания, умолкая и не ожидая результата, как бы незримо соприсутствуя с Ним во время Его молитвы в Гефсиманском саду и бодрствуя с Ним. Обратите внимание, как Христос и апостолы призывают нас к бдению и бодрствованию в Евангелии, в прямых указаниях и притчах, и это не случайно.
Такое понимание и применение поста, бдения и молитвы в свое время приводит человека к личной встрече с Христом, но только при одном условии: если человек живет ради этой встречи. Тогда личные отношениям приведут нас к совершенно иному, более глубокому пониманию роли церкви в нашей жизни. Наполнят жизнь в церкви более глубоким смыслом, постоянным внутренним священнодействием, целью которого является «стяжание Духа святого».
Навык такого внутреннего священнодействия в повседневной жизни, без отрыва от земных забот – большое искусство. Живя в монастыре, реализовать внутреннее предстояние перед Богом проще, при условии понимания нюансов этой внутренней работы, в особенности роли тела в этом процессе. Тело человека – венец творения Бога в материальном мире. Познать его возможности и освоить его скрытые резервы возможно только если интерес (или даже любопытство) в поисках Бога будет направлен внутрь, а не вовне. В теле человека есть три важных области, центра управления: голова, грудь и живот. У каждого из них своя функция. Голова анализирует опыт прошлого, строит планы на будущее, отвечает за рациональное мышление. Грудь, область сердца — это область богообщения и богопознания, там просыпается ответная любовь к Богу. Живот отвечает за взаимодействие человека с землей и небом, за пребывание и действие в настоящем моменте, за бодрствование и координацию всех других центров. Итак, поведение человека осознанного, предстоящего перед Богом, складывается из опыта прошлого и планов на будущее (из головы), воли Бога, воспринимаемой сердцем, и реального потенциала ситуации, воспринимаемого животом. Именно раскрытие возможностей области живота, хорошо изученное во внутренних стилях боевых искусств, позволяет человеку верующему, если он умом выбрал стремление к Богу и сердцем пропитался любовью к Нему, не терять связи с Ним в повседневной жизни, бодрствовать и не впадать в искушение. Не случайно практики исихазма по началу опускали внимание в область живота, а затем в сердце. К сожалению, эта практика почти утеряна и для мирян недоступна.
Ключевым событием в жизни каждого христианина является крещение, и каждый сам должен судить, произошло с ним реальное преображение, трансформация в Сына Божьего, брата во Христе или нет. Стал человек «солью мира, светом земли, источником воды живой» или нет. Может он проповедовать Христа «не в премудрости проповеди, а в явлении Духа и Силы» или нет. Если нет, то такое крещение можно назвать крещением Иановым, и очевидно в этом случае Господь хочет, чтобы человек сам потрудился над своим спасением, проявил свое творчество, реализовал свои таланты, уповая на Бога, ожидая прихода жениха, как в притче о девах неразумных. И тогда Он впустит в Царствие Божье бодрствующих, с горящими светильниками в еще при этой жизни. Это вполне реально и с помощью Христа осуществимо, только надо осознать, что от нас зависит и над чем нам нужно потрудиться самим, чтобы стать реальными христианами и соратниками Бога в деле всеобщего спасения.
Таким видится мне путь осознанного христианства для истинно православных людей, готовых отдать жизнь за Христа и своих ближних. Готовых быть соратниками Бога в деле всеобщего спасения, настоящих учеников Христа.
К сожалению в современной церкви этому не учат даже священников. Возможно, происходящий кризис изменит такое положение дел, и начнётся возрождение внутренней жизни церкви и духовное возрождение России.
Красной нитью через все евангельское повествование проходит тема поиска Царствия Божьего. Ключевая цитата: «Ищите прежде Царствие Божье и правды его, а остальное все приложится вам». Хотелось бы понять, где искать, и можно ли его найти при жизни, или оно доступно только тем, кто после смерти попадет в рай.
Думаю, что войти и научиться жить в нем возможно именно в настоящем моменте, а не в будущем. «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь», – поется в песне. Реальная жизнь в Царстве Божьем начинается, когда человек целенаправленно сохраняет равновесие в этой подвижной точке (зазоре), скользящей по волнам бытия. Этому нужно учиться, сохраняя осознанность в повседневной жизни, сам собой этот дар даётся очень немногим, а без него все религиозные тексты будут только мёртвыми концепциями, а не живыми источниками информации. Осознание важности этого лежит на самих членах церкви. Через практику можно найти Бога, войти в Царствие Божье и при жизни. Главное – не терять из виду путеводный маяк, Иисуса Христа, чтобы не сбиться с пути.
В своём мировоззрении я исхожу из того, что в истории человечества рождение Иисуса Христа является ключевым событием, а не одним из многих, и говорить о спасении без осознания этого факта просто невозможно. Нам необходимо критически переосмыслить весь опыт церкви христовой, осмелиться провести работу над ошибками, никого при этом не обвиняя и не осуждая.
Оживить Его учение, считаю очень важным делом!

Анатолий Михайлов, февраль 2021 года!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *