О китайской дыхательной гимнастике «цигун» или как в ХХ веке появился этот термин
На волне популярности здорового образа жизни опять вернулся интерес и к китайской гимнастике цигун. Сейчас множество фитнес-центров и специализированных залов предлагают всем желающим приобщиться к этой древней традиции. Однако, к прискорбному сожалению, мало кто из инструкторов и преподавателей знает смысл и происхождение этого термина. А это довольно интересная история. Давайте разберем её подробно.
До середины ХХ века существовало множество самых разнообразных терминов для практик, которые мы сейчас знаем под одним общим термином цигун. Например (наиболее известные): туна (吐纳 tǔnà), даоинь (导引 dǎoyǐn), синци (行气 xíngqì), ляндань (炼丹 liàndān), сюаньгун (玄功 xuángōng), нэйгун (内功 nèigōng), сюдао (修道 xiūdào), яншэнгун (养生功 yǎngshēnggōng), цзингун (静功 jìnggōng), дингун (定功 dìnggōng), сингун (性功 xìnggōng), цзочань (坐禅 zuòchán), нэйянгун (内养功 nèiyǎnggōng) и множество других, различавшихся меж собой не сколько собственно упражнениями, но — целями и задачами! Все эти названия по большей части не очень знакомы западному читателю. Какого-либо обобщающего понятия – не было, ввиду разнородности задач и культурных сред, где практиковались эти методы, хотя в приписываемой легендарному даосу Сюй Сюню (许逊 Xǔ Xùn, 239-374 г.г.) книге по методам даосской внутренней алхимии «нэйдань» (内丹nèidān) есть это сочетание иероглифов (气功阐微 qìgōng chǎnwēi), но совсем не в том понимание, как мы используем в наши дни.
И только в 1934 в клинике г. Ханчжоу (杭州 Hángzhōu) была опубликована книга Дун Хао (董浩 Dǒng Hào) о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза «肺痨病特殊疗养法—气功疗法», где был впервые применен новый термин – «цигунотерапия»… как перевод термина западной медицины «пневматерапия», или просто – дыхательная гимнастика, так как одно из множества значений иероглифа «ци» (气qì или 氣 в полном написании, или 炁 – в сокращенном) будет означать как раз «дыхание; воздух».
В 1935 г. издательство «Чжунхуа» («中华书局» zhōnghuá shūjú) выпустило книгу о секретах боевых искусств монастыря Шаолинь («少林拳秘诀» shàolínquán mìjué), где также были использованы эти два иероглифа «氣» и «功» — как обобщенное обозначение для оздоровительных и вспомогательных тренировочных методов в рамках традиционных китайских боевых искусств. Об этих вспомогательных методах, не являющихся какими-то техническими действиями есть знаменитая поговорка ушу: «练拳不练功, 到老一场空», означающая:
Не используешь в кулачном искусстве вспомогательные наработки — до старости останешься пустым местом,
и получатся впечатляющие, но непрактичные движения (т.н. «花架子» huājiàzi).
То есть как в другой тоже известной поговорке: «花拳绣腿,好看无用». Популярный на постсоветском пространстве поэтический перевод звучит так:
Кулаки летают — словно цветы в танце порхают,
ноги бьют — словно вышивальные иглы снуют:
пpиемы кpасивые, но пpоку от них — никакого.
Обычно такие вспомогательные упражнения сейчас именуют термином «нэйгун» (内功nèigōng), дословно «внутренняя работа», однако этот термин применяется не только к упражнениям, в рамках разных школ может использоваться своя, уникальная, для стиля терминология. Так же это понятие широко используется для обозначения проявления различных специфических качеств у занимающегося, например, такие как «расслабление»-«фансун» (放松 fàngsōng) или «усилие»-«цзинь» (劲 jìn). Однако это будет рассмотрено в следующей статье.
Но настоящую путевку в жизнь термин «цигун» получил только лишь в 1957 г., когда врач Лю Гуйчжень (刘贵珍, 1902-1983) издал свой эпохальный труд — «Практическую цигунотерапию» («气功疗法实践» qìgōng liáofǎ shíjiàn), где в рамках, принятых в китайских культуре и традиции, подробно разобрал содержание этого термина.
Так как деятельность Лю Гуйчженя оказала огромное влияние на популяризацию цигун в КНР, рассмотрим немного подробнее его биографию.
В середине 50-х годов в провинции Хэбэй Лю Гуйчжэнь принимал активное участие в организации санаториев в Таншань (唐山 Tángshān) и в Бэйдайхэ (北戴河 Běidàihé), где активно внедрял свои методы лечения, такие как «цигун взращивания внутреннего» (内养功 nèiyǎnggōng), «укрепляющий цигун» (强壮功 qiángzhuànggōng), «оздоровительный цигун» (保健功 bǎojiàngōng).
Позже в этих санаториях были проведены клинические исследования вышеупомянутых методов лечения, а полученные результаты были отмечены Министерством здравоохранения КНР, после чего в Таншань и в Бэйдайхэ были сформированы курсы для обучения специалистов по цигунотерапии для медицинских учреждений Китая.
Хочется обратить внимание, что в ходе этих и последующих клинических исследований было признано, что важнейшим фактором является полное ментальное и физическое расслабление, то есть освобождение от малейшей психической напряженности, расслабление мускулов и суставов всех частей тела и так далее (放松功 fàngsōnggōng).
В этот период и до Культурной революции, когда Лю репрессировали и его детище заклеймили как «феодальный пережиток» и «мусор истории», им было написано несколько важных медицинских статей и книг , посвященных китайским оздоровительным системам, а «Практическая цигунотерапия» была переведена на десятки языков. А 1959 по 1961 год его соратник Чжан Тянгэ выпускал первый методический журнал под названием «Цигун» (шесть выпусков есть в интернете). Возродился журнал лишь в восьмидесятых, на новой волне интереса к эти практикам.
В декабре 1980 года в Ханчжоу стал выходить ежемесячный журнал «Цигун», сперва раз в два месяца, а затем сделали ежемесячный журнал. Переименован в «Ежемесячный журнал по Яншэн» («养生月刊») в 2001 году в связи с «новым взглядом» на китайские оздоровительные методы.
В октябре 1959 года в Бэйдайхэ состоялось Первое Всекитайское Совещание по обмену опытом в области цигун (气功经验交流会 qìgōngjīngyànjiāoliúhuì). Это был первый национальный ( и — исторический) медицинский симпозиум по цигун.
Участники из 64 организаций, представлявших 17 провинций, муниципалитетов и автономных районов, включая 9 медицинских школ и исследовательских подразделений, познакомились с результатами лечения свыше 20 различных заболеваний, обменялись опытом и определились с дальнейшими путями развития оздоровительных методик цигун, очищенных от религиозных суеверий и феодальных пережитков; были определены цели по интеграции традиционных китайских знаний и западной научной мысли.
Именно тогда термин «цигун» окончательно утвердился в качестве официального. И в ноябре 2019 года мы с вами можем смело отмечать шестидесятилетний юбилей рождения цигун!
С целью объединения научного подхода, западной медицины и китайских народных методик, была проведена большая работа по сбору, анализу и систематизации традиционных систем (в 2009 году был выпущен сборник материалов этой конференции, для интересующихся развитием цигун — обязателен для изучения).
В те годы стали издавать различную учебную литературу, например, сборник Ху Яочженя (胡耀贞, 1897-1973), который с 1959 занимал должность главного экзаменатора Пекинского общества изучения цигун. Что интересно, в 1942 году он основал гошугуань провинции Шаньси в Тайюане, а в 1953 году он вместе с Чень Факэ (陈发科, 1887-1957) стал одним из основателей знаменитого «Столичного общества боевых искусств»(首都武术社).
По итогам конференции уже в 1960 году Центральное министерство здравоохранения организовало подготовку специалистов по цигун в «Национальном классе подготовки учителей цигун» при Шанхайском санатории цигун. Кроме того, тогда же в Шанхае запустили очень интересный проект — «Шанхайский учебный класс цигун», где подготовили большое количество инструкторов цигун в соответствии с потребностями комплексного лечения китайской и западной медицины.
Для упрощения ориентирования в этом множестве разнородных методов и способов была проведена попытка обобщения и классификации традиционного наследия. Однако, в процессе обобщения и систематизации наследия веков возникли некоторые трудности.
Самый расцвет интереса к цигун произошел в восьмидесятые годы. На обложке элемент «Натянуть лук и пустить стрелу в беркута» из комплекса «Восемь кусков парчи», одного из самых популяризируемых государством в Китае.
Вот куда отнести, скажем, так называемый «метод втягивания дыма» (抽烟 chōuyān), дошедший до нас за долго до появления привычного всем теперь табака , но еще чуть ли не с времен раннего шаманизма? Сложно назвать сие упражнение оздоровительным. Но, основываясь на том, что в Золотой Древности считали эту практику средством избавления от различных паразитов типа глистов и т.п., то отнесли к… медицинским методикам!
Уже сложнее было с парными практиками самосовершенствования через взаимоотношения между мужчиной и женщиной с точки зрения правильного обмена «энергией» и т.п. (阴阳之术 yīnyáng zhīshù). Допустим, что «восполнение инь (阴 yīn)» и «уравновешивание ян (阳 yáng)» несложно отнести к оздоровительному, но как тогда быть с архаичным верованием об использовании более молодого партнера (на самом-то деле — обычно партнерши) для собственного долголетия, а гипотетически — и бессмертия?
Или вот малоизвестная практика употребления алкоголя (酒术 jiǔshù) как квинтэссенции Янской энергии плодов, зародившаяся в древности как часть состязательной практики боевых искусств , когда посредством строго определенного ритуала победитель подносил побежденному чарку вина, что бы тот «восполнил утраченный Ян», употребив его строго определенным образом. До нашего времени дошли методики, где используют так называемое «вино бессмертия» (玉酒 yùjiǔ), обычно представляющее из себя разнообразнейшие сложносоставные настойки из традиционных для китайской медицины ингредиентов (трав, пресмыкающихся и т.д.).
И совсем уже непонятно, куда соотнести взаимоотношения с окружающим нас Внешним Миром (风水 fēngshui)? А там тоже были свои методики работы с «ци» для единения с Небом и Землей. Причем надо понимать, что в глобальном смысле с точки зрения Старого Китая, все эти методы — есть лишь частный случай Учения Яншэнсюэ (养生学yǎngshēngxué), Учения о Вcкармливании Жизни.
Чтобы как-то структурировать и упорядочить все это многообразие методов и практик в рамках единого понятия, и тем самым уменьшить путаницу в головах занимающихся, была разработана специальная классификация. В итоге сперва было принято так называемое разделение на «четыре семьи» — медицинский цигун (医家 yījiā), даосский (道家 dàojiā), буддистский (佛家 fójiā) и используемый в боевых искусствах (武家 wǔjiā). Известная китайская нелюбовь к четверкам, вероятно, повлияла на последующее упрощение этой классификации, и теперь принято так:
а) оздоровительные методы, позволяющие помогать как себе, так и другим. Иногда подразделяют цигун на медицинский (когда лечишь других людей) и оздоровительный (когда решаешь свои проблемы со здоровьем).
б) религиозные, что вполне разумно, так как вышеупомянутые две религии — не единственные в стране как сейчас, так и в прежние исторические периоды. Например, есть еще и ислам, а у китайских мусульман есть свои методы цигун. Кроме того есть множество сохранившихся в народе анимистических верований. И там тоже есть чего интересного…
в) прикладной направленности, методы, которые используются в ушу, народном цирке и т.п
Почему пришли именно к такому разделению? Потому что у всего есть свой Путь и Плод, или, иными словами:
Например, Цели даосизма или буддизма определены догматами этих Учений, и ученику, практикующему Дхарму, упражнения позволяют остановить дискурсивный поток сознания — как посредством однонаправленной концентрации, так и специфичными для этого направления методами.
Занимающемуся боевыми искусствами нужно наработать крепкое, выносливое и быстрое тело, бесстрашный дух, и упоминаемые ранее методы нэйгун позволяют, например, развить сухожильные усилия и достичь изменения скорости восприятия объекта ускорением передачи импульсов нейронами головного мозга. Часто эти методы путают с цирковыми искусствами, что не совсем правильно.
Цель боевых искусств – победить в бою, цель циркового искусства – показать зрелищное представление и этим заработать на жизнь.
И во многих случаях «цирковое ушу и цигун» — это всего лишь мастерство фокуса, а не демонстрация настоящего мастерства цигун. Хотя «цирковое ушу» как раз и произошло от «применимого ушу», и значительно развилось в годы гонений на него от монгольской династии. В те времена мастерам боевых искусств приходилось маскироваться под театрализованные представления. И со временем, необходимость зрелищности привела к смещению акцентов в тренинге: от прикладной эффективности в бою — к эффектности шоу для неискушенного зрителя.
Все эти классификации, как и любые другие разделения, достаточно условны и относительны. В частности хотя бы потому, что до сих пор нет полного понимания и даже формального описания всех существующих на данный момент систем и методов.
Однако деятельность доктора Лю Гуйчженя и его коллег возникла не на пустом месте. Проблема здоровья населения активно волновала китайскую интеллигенцию уже задолго до этого момента, и этому действительно были серьезные предпосылки. С середины XIX века в Поднебесной произошло много событий, без которых невозможно понять те умонастроения в народе и среди образованных людей, что в итоге вытолкнули идею оздоровления образа жизни в качестве национальной идеи возрождения Нации.
Последние столетия правления Цинской династии ознаменовались качественными демографическими изменениями, повлекшими за собой серьезные проблемы для населения страны. Согласно современным исследованиям резко возросла плотность населения. Если в 1664 году страну населяло всего 92,648 миллиона, то в 1724 году — 126,11 миллионов, а в 1834 году уже 401 миллион. Соответственно уменьшилась площадь пашни на душу населения: в 1661 году было 5,2 му (亩mǔ =1/15 га), но уже в 1766 упала до 3,8 му и в 1833году составила всего 1,8 му.
В итоге цены на рис возросли в 5-6 раз, а реальная заработная плата уменьшилась в полтора раза и приблизилась к голодному минимуму. Средняя продолжительность жизни снизилась с 43 лет в 1798 -1801 годах до 33 лет в 1837-1840 годах. Эта проблема малоземелья эпохи Цин отражена известной поговоркой – «людей много, земли – мало» (人多地少 rén duō dì shǎo), и местное чиновничество докладывало в столицу: «Население растет, и сто бед происходят прежде всего от того, что население слишком велико». При этом крестьянство в Китае было сильно неоднородным в хозяйственном отношении, не было общинной собственности. Подворное землевладение в сочетании с арендной системой способствовало развитию сильного имущественного неравенства, причем 70-80% крестьян были заложниками кабальной системы аренды и субаренды земли.
Конфуцианский ученый Хун Лянцзи (洪亮吉 Hóng Liàngjí 1746—1809), обладатель высшей ученой степени «цзиньши» ( 进士 jìnshì) и член академии Ханьлинь ( 翰林院 Hànlín Yuàn), представил двору трактат с предупреждением о грядущих бедствиях. «Количество земли и жилья может увеличиться в 2 раза, в крайнем случае в 3-5 раз, в то время как население возрастет в 10 или в 20 раз. Знает ли природа средства от перенаселения? Наводнения и засухи, болезни и эпидемии – вот что предлагает нам природа в качестве лекарства».
И пророчество Хун Лянцзи не замедлило сбываться: началась череда практически неприрывных крестьянских восстаний , несколько раз вспыхивала эпидемия холеры , несколько раз низовья Янцзы жестоко пострадали от сильного наводнения, из всех провинции постоянно докладывали о стихийных бедствиях, наводнениях, неурожаях, голоде… Историк и философ Фань Вэньлань(范文瀾 fàn wénlán, 1893-1969 г.г.) пишет в «Новой история Китая» («中国近代史» zhōngguó jìndàishǐ): «Поля заброшены, повсюду виднеются кости, не курятся дымки в очагах. Немногие оставшиеся в живых днем собирают дикие травы, чтобы утолить голод, ночью — спят на голой земле».
И без того тяжелое положение Китая усугублялось в результате торговой экспансии европейских держав. Не останавливаясь ни перед чем ради прибыли, английская Ост-индская компания развернула широкую торговлю наркотиками; производившийся в Индии опиум стал главным товаром, который поставляли англичане на рынки Китая, в итоге миллионы китайцев уже пристрастились к опиуму. Хуже всего дело обстояло в прибрежных провинциях, где к середине 1830 года до 90% взрослых китайцев были уже опийными наркоманами.
Кроме того, было сильно развито табакокурение, так как считалось, что табак обладает полезными свойствами, что табак снимает стресс и чувство голода, что курильщики реже заболевают туберкулезом… На самом деле, риск возникновения туберкулёза у курильщиков в 2,5 раза выше, чем у некурящих людей. Более того, в настоящее время приято считать, что до 20 % глобальной заболеваемости туберкулёзом связано с курением табака.
Опиумные войны, Японо-китайская война, интервенция коалиционных сил с последующим разгромом восстания ихэтуаней и другие события позволили Западному сообществу заявлять, что азиаты — ущербные люди, что крайне болезненно воспринималось самими китайцами, что подтолкнуло китайскую интеллигенцию к пониманию: «Народ – бедный, государство – слабое» («民贫国弱» mínpín guóruò).
В итоге стали возникать уникальные для Китая той эпохи общественные организации, заявившие своей основной целью — физическое и нравственное воспитание соотечественников, освобождение от Цинского застоя и маньчжурской оккупации к возрождению Китайской Нации, стремясь смыть позор ярлыка «Великий больной Восточной Азии» (东亚病夫 dōngyà bìngfū). Эти организации и их деятельность получили горячее одобрение и поддержку новой, еще только нарождающейся, государственности. Необходимо упомянуть как минимум две важнейшие структуры, оказавших фундаментальное влияние на развитие физкультурно-оздоровительного движения в Китае начала ХХ века. Во-первых, «Физкультурное общество утонченных боевых искусств» (精武体操会Jīngwǔ tǐcāohuì ), открытое в 1909 году в Шанхае; во-вторых, в 1927 году был основан «Центральный институт национальных [боевых] искусств», в обиходе именуемый «Янгуань» (央馆yāng guǎn) – «Центральная школа» . Мощная государственная поддержка позволила активно распространять идеи этих организаций в широкие слои населения страны. Как позднее одной из причин бума цигун уже в 80-е годы в Китае станет воля китайских элит, пожелавших использовать цигун как часть своего «уникального китайского пути». В следующих материалах мы подробно расскажем о деятельности этих организаций.
К этому добавился и тотальный слом прежнего образа жизни, конфуцианства, культа Предков и почитания императора, как неразрывной составляющей концепции восприятия окружающего мироздания. События конца империи Цин также сопровождались и широким проникновением сведений о европейской культуре и технологиях, что способствовало и общепринятому китайскому подходу: заимствованию в различных областях знаний и культуры Запада. Для понимания масштабности и глубины охвата этого процесса можно упомянуть разработку лингвистических исследований китайского языка по образцу европейских. Например, первое фундаментальное исследование , систематизирующее китайскую грамматику, основано на системе описания грамматики …латыни, где Ма Цзячжун (马建忠 Mǎ Jiànzhōng, 1845–1900) фактически подогнал явления своего языка под существовавшие на тот момент европейские грамматические традиции.
Таким же образом интерес к западной цивилизации неизбежно затронул и то, что мы сейчас знаем как «цигун». И методы, обобщенные сейчас под термином «цигун», начиная с того времени подверглись тесной интеграции с техниками психотерапии и аутотренинга, вероятно заимствованных в начале прошлого века из Западной психиатрии и психоанализа. Сравнительный анализ позволяет предположить, что скорее всего заимствование шло из методик Эмиля Куэ, Оскара Фогта, Йогана Щульца и других.
Эмиль Куэ (Émile Coué 1857—1926) открыл в Нанси клинику психотерапии, где использовал метод лечения больных путем сознательного самовнушения. Считая человеческое воображение основой любого заболевания, он предлагал пациентам своей клиники позитивные ментальные формулы, направленные на улучшение здоровья. Кроме того, работая в качестве аптекаря, Куэ открыл эффект плацебо.
Идеи Куэ, в свою очередь, оказали непосредственное влияние на создателя метода аутогенной тренировки – немецкого психиатра и психотерапевта Иоганнеса Генриха Шульца (Johannes Heinrich Schultz, 1884 —1970). Как и многие его коллеги-современники, включая Фрейда, Шульц, невропатолог по образованию, увлекался гипнозом. Он несколько лет практиковал гипноз для лечения больных, но затем обнаружил, что самогипноз, который применяли некоторые пациенты, работает намного лучше его методики, выдержанной в соответствии со всеми канонами того времени. Шульц решил исследовать этот вопрос и в 1932-м объединил наблюдения в труд под названием «Аутогенная тренировка».
В итоге представителям прогрессивной китайской интеллигенции удалось сделать то, что не удавалось сделать ни монголам, ни маньчжурам — превратить ушу и цигун в общенародную и общедоступную оздоровительную физкультуру. Неизвестно, следовали ли они общему поветрию в мире на популяризацию физкультуры и здорового образа жизни в начале ХХ века, либо они были гениальными государственниками, стремящимися сплотить страну под лозунгом «здоровье нации – сила государства», и одновременно обеспечить страховку новому строящемуся обществу от опасностей, которые в прошлом исходили от носителей традиции боевых искусств.
Однако существует мнение, что одной из причин подмены «методик старой школы» в то время явилось и то, что эти старые нэйдань и нэйгун делали человека несколько… асоциальным и независимым от общества и нужд государства. А что нужно »’толковому» государственнику? Чтоб гражданин долго жил, был здоров, чтобы мог эффективно работать и создавать материальные блага, платить налоги, да нарожать последующие поколения лояльных граждан. Думаете просто так мудрый Дэн Сяопин (邓小平 dèng xiǎopíng, 1904-1997) сказал «Тайцзицюань — это хорошо», и вся страна мигом взяла под козырек?..
Вот и цигун после окончания Культурной Революции получил второе рождение. Министерству Здравоохранения был предоставлен внушительный доклад, в котором говорилось, что цигун может излечивать множество болезней, и вновь предлагалось использовать методы лечения, сочетая цигун и западную медицину. И в настоящий момент методы цигун активно распространяются, охватывая все больше и больше желающих избавиться от болезней или просто укрепить свое здоровье. По мнению китайского исследователя Чжан Циня (张勤 zhāng qín) из 1-ой больницы при Южном Медицинском Университете (南医大一附院 nán yī dàyīfùyuàn), в настоящее время в Поднебесной практикуется более трех с половиной тысяч направлений цигун!
В завершении хочется отметить, что все реформы и преобразования старых систем происходили с целью обратить их на благо населения и государства. Изначальные же цели даоинь, нэйгун и других практик были либо отодвинуты на задний план, либо подменены новыми. Как следствие, большинство преподаваемых в наше время методов цигун представляет собой оздоровительные физкультурно-дыхательные упражнения, разработанные или переработанные уже в ХХ веке. Они в большинстве своем полезны для здоровья обычного человека, но, как правило, не соответствуют той идее, что ставили перед собой древние традиционные системы.
Моисеев Дмитрий Борисович, СПб
Источник