Главная страница » Публикации » Цигун Сяояо или работа над покоем
| |

Цигун Сяояо или работа над покоем

Разминочное упражнение «кипячение крови»

Сегодня мы напомним о методике «сяояо», о том, для кого она предназначена, кому может быть полезной. Мы постараемся рассказать “своими словами”, чтобы сделать понимание текста доступным для любого читателя. Для того, кто уже занимается, и для тех, кто хочет приобщиться к этой удивительной и эффективнейшей системе оздоровления тела и души. Эта небольшая зарисовка основана, в большинстве своем, на беседах с Учителем и на собственной практике…

интервью в июле 2022 года в Терсколе.

Итак, «Сяояо цзяньшэнь фа» – эта сводная методика Учителя Линь Яли, основанная на более чем сорокалетнем опыте занятий разными стилями воинского искусства, такими, как багуачжан семьи Инь (Ладонь Восьми триграмм) и тайцзицюань семьи Ян (Кулак Великого предела). Кроме того, немалый вклад в становление системы мастер привнес благодаря своему врачебному опыту, он лечит посредством ци (как принято говорить, «энергией»). Если название системы перевести дословно на русский язык, то оно будет означать «беззаботные (беспечные) методы оздоровления (укрепления) тела». Что же это означает – беззаботные? Понятие сяояо, беззаботность, беспечность является одним из самых древних и базисных для китайской натурфилософии, его ввел в обиход великий даосский мудрец Чжуан-цзы, которого ставят в один ряд с основоположником даосизма – Лао-цзы. Ниже мы приведем один отрывок из примечаний к переводу “Чжуан-цзы”, посвященный раскрытию этого понятия:

“Собранные в этой главе небылицы, анекдоты и иронические диалоги побуждают неустанно преодолевать ограниченность всякой “точки зрения” и достигать абсолютной свободы в идеале “беззаботного скитания” (сяояо ю), введенного в китайскую литературу, по-видимому, самим Чжуан-цзы. Образцовый комментатор книги Чжуан-цзы Го Сян, живший в конце III в. н. э., приравнивал “беззаботное скитание” к “обретению себя” (цзы-дэ), в котором все люди независимо от их способностей, возможностей и жизненного опыта совершенно равны: по Го Сяну, радости гигантской птицы ничуть не хуже и не лучше радостей мелкой пташки. Все же надо признать, что для самого Чжуан-цзы “беззаботное скитание” означало интуитивное открытие, если угодно, “узрение” беспредельного поля опыта в творческой игре жизни; открытие, составляющее существо Великого Пути как реальности, предвосхищающей все сущее, предоставляющей каждой вещи свободу быть. Неизбежная же ограниченность любого кругозора есть повод для иронии неизгладимой в писаниях Чжуан-цзы. В ряде сюжетов этой главы уточняются особенности проявления “беззаботного скитания” в жизни людей: идеал Чжуан-цзы соотносится с отказом от внешних атрибутов власти и с “грандиозной бесполезностью” вещей.”

 В.В. Малявин, Чжуан-цзы, глава I “Беззаботные скитания”

Применяя этот термин к нашей практике, можно сказать, что он также имеет смысл “непривязанности ни к чему”: ни к месту занятий, ни ко времени, ни какому-либо стилю/школе. Однако здесь необходимо понимать одну тонкость: эта система имеет определенные требования и последовательность освоения, ступени, ведущие в итоге к «сяояо», к состоянию тела и ума, к практике, не ограниченной ни местом, ни временем. Об этом учитель Линь и говорит: «Можно заниматься, конечно, и 2-3 часа в день, но лучше использовать все 24 часа для занятий! Не важно, чем вы заняты, едите-ли , разговариваете с человеком или даже спите, все пронизано практикой». Но к этому, конечно, нужно прийти путем кропотливой работы над собой, соблюдая определенные требования к телу и сознанию.

Особо важное внимание уделяется состоянию духа или настрою. Мастер часто говорит, что нужно всегда быть как бы в предстоянии перед Великим Учителем, бодрствовать, всегда быть «начеку», как сторожевая собака, в состоянии бдительности и осознанности. Немного знакомый с русским языком, он приводит образ «антенны», настройки антенны. “Настройку антенны” он разъясняет следующим образом: переключить свое сознание и внимание в режим “приемника”, настроить антенну таким образом, чтобы она воспринимала все отдаленные звуки, звуки, идущие от “Великого Учителя”, от Вселенной.

Большое внимание уделяется правильной работе в позициях, к положению тела, к выстраиванию правильной структуры тела, позволяющей раскрыть тело, почувствовать поток ци, прочистить и наполнить каналы и меридианы тела, нормализовать правильное течение ци в теле.

Говоря о «технической» стороне дела, можно сказать, что в основе практики лежит преимущественно статическая работа, выполнение поз, заимствованных из багуачжан, но в неподвижном варианте, и комплекс ицзиньцзин (”Канон совершенствования мышц и сухожилий”), одна из самых ранних систем цигун, возникшая в Шаолиньском монастыре. Все это сочетается с базовой работой “стояния в столбе”, которая хорошо наполняет тело ци и восстанавливает силы. Конечно, в рамках статьи невозможно точно и полно описать всю систему, да и незачем, потому что главенствующую роль во всем этом имеет непосредственное общение с мастером, занятия с ним, его личные указания каждому.

Говоря о последовательности практики, Учитель Линь приводит в качестве главной «цепочки» – фансун-жуцзин-жудин. Коротко коснемся этих моментов.

Фансун

Этот термин достаточно сложно адекватно перевести на русский, дословно он переводиться как «ослабить, отпустить». Это состояние тела и ума, свободного и раскрепощенного, в то же время готового к любому действию. Раскрепощенность суставов, мышц, свободное и чистое сознание. На “фансун” основаны все стили ушу, это необходимая основа для дальнейших занятий, это первое, чего человек должен достичь, занимаясь боевым искусством. Без этого вся дальнейшая практика бесполезна и бессмысленна. Она будет только набором движений, имитирующих тот или иной стиль. Поэтому говорят, что вначале нужно достичь фансун.

Жуцзин

Вход в покой. Этап успокоения сердца, то есть уравновешенное и гармоничное состояние души и тела. Без “фансун” нельзя именно «войти» в покой, когда тело зажато, напряжено, ум постоянно отвлечен и много беспорядочных мыслей.

Жудин

Вход в постоянство, стабильность, устойчивость. Этап, когда ваше спокойное и свободное состояние тела и сознания становится стабильным, устойчивым для вас. Вы уже не выпадаете из этого, где бы вы не находились, чем бы не занимались. Это становится вашим «новым состоянием». У даосов понятие “дин” означает концентрацию, сосредоточение внимания на одном. Это понятие соответствует состоянию самадхи в индийской и буддистской медитации.
Таким образом, эти три этапа становятся фундаментом, базой, «тремя китами», на которых основывается вся дальнейшая практика.

Учитель Линь говорит, что с “жудин” все самое интересное только и начинается. Это своего рода «входные врата» в практику самосовершенствования, необходимая подготовка. Поэтому, «сяояо цзяньшэнь фа» – это внестилевая методика, которую можно использовать в качестве основы для занятия любым видом ушу или цигун. Одновременно, она содержит все необходимое, чтобы заниматься ею отдельно, как целостной системой укрепления и оздоровления тела. Учитель Линь часто приводит поговорку : «Все методы сводятся к одному». Иными словами, сяояо может служить фундаментом, инструментом для любой деятельности и любого стиля боевого искусства.

Анатолий Михайлов 2012 год

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *