Главная страница » Публикации » Занятия чжи-гуань
| | |

Занятия чжи-гуань

Целью любой практики совершенствования является освобождение от страданий, такое состояние будда называл нирваной. Достижение нирваны осуществимо многими методами, но все они сводятся к двум ключевых подходам: духовное средоточение (Чжи) и чуткая осознанность (Гуань).
Когда человек отдыхает его ум успокаивается, останавливаясь на каком-то ощущении, это состояние неглубокого средоточения, то есть чжи. Когда же ум активен, человек может наблюдать и исследовать — это уже своего рода осознанность или гуань. Каждому человеку присущи эти два состояния: концентрация ума и осознанность, однако они далеки от совершенства. По своей сути практика чжи-гуань — лишь развитие обычных для нас навыков покоя и внимательности, но до очень тонкого и высокого уровня, недоступного современному человеку, погруженному в суету своих сиюминутных рефлексий.
Чжи — это средоточение, концентрация ума, которая приводит к остановке мыслей, повышению чувствительности и состоянию покоя.
Гуань*– осознанность, наблюдение, исследование, смотрение внутрь, направление внимания на воспринимаемые умом объекты: зрительные и звуковые образы, ощущения, мысли и чувства.

Чему учит практика чжи-гуань

Эта практика не учит отказу от чувств и мыслей, она учит новым отношениям с ними, когда не они управляют вами, а вы становитесь их хозяином. Цель чжи-гуань состоит в том чтобы увидеть мир таким как он есть, осветить самые темные и потаенные уголки сознания, что принесет прозрение в истину и освобождение от иллюзий влечения и отвращения. Внутренняя духовная свобода и свет осознанности сделают вашу жизнь свободной и светлой.
Большая концентрация позволяет увеличить чувствительность осознавания, которая в свою очередь позволяет сосредотачиваться на еще более тонком, запредельном обычным вещам. Поэтому практика чжи-гуань действует как два крыла у птицы. Практикование только одной из этих техник неэффективно, множество людей, практикующих годами медитацию одним из этих методов с полной отдачей могут достичь только малых результатов, лишь немногие из них достигают настоящей свободы.
В Средоточии проводятся регулярные занятия чжи-гуань. Занятия ведет Андрей Новиков, практик цигун и медитации с 20-ти летним опытом.

Андрей Новиков: «Чжи-гуань оказалась той практикой, которая смогла помочь достижению баланса между концентрацией и осознанностью, которые как два крыла у птицы поднимают ее в небо. А за тем уже начался другой уровень восприятия и другая жизнь. как говорят китайцы «тянь тай тянь» — за небом есть другое небо. В познании запредельного, по-моему, и сокрыты плоды духовной практики.»

Корни

Медитация чжи-гуань впервые появилась в Китае в традиции тяньтай, одной из древнейших китайских школ буддизма. Тяньтай больше других школ впитала в себя даосскую традицию, начиная от терминов и заканчивая практическими упражнениями. Эта школа отличается от других буддистских школ большим вниманием к практике медитации, элементы которой позже стали основой для практик в Чань и Дзен буддизме. В тоже время чжи-гуань имеет много общего с древнейшими индийскими практиками: самадхи и випассаной (виппашьяной).

Первоисточники


Из «Введения в чжи-гуань» (Дунмэнь чжи-гуань): Чжи есть метод для развязывания всех уз, стереотипов и подсознательных моделей поведения ума, а гуань предназначена для выкорчевывания нашего заблуждения, ошибочных представлений о всем, что воспринимает ум, в том числе от ложных стереотипов восприятия. Чжи делает сознание устойчивым и острым, и приводит к чистому сознанию, не омраченному ограничениями, сознанию «не себя» или отсутствию себя. Гуань же есть тонкое искусство для развития духовного понимания природы личности, мира и жизни.
Буддистская Лотосовая Сутра гласит: «Чжи — практика одного средоточения и остановки ума для его очищения, пока осознанность находится в пренебрежении, причиняет глупость, а гуань — практика одной осознанности, пока средоточение находится в пренебрежении – безумие» . Поэтому для достижения успеха в медитации необходимо одновременно практиковать оба метода, чжи и гуань.
[/one_third][/columns]


 Основные ступени практики

47986873_KRUG_DZEN2

I. Практикование чжи-гуань для овладения грубым и расстроенным умом с помощью специальных упражнений в положении стоя, которые дают сильные статические ощущения. Эта ступень напоминает китайский цигун, способствует быстрому овладению основами методов концентрации и осознанности, а также улучшению самочувствия и исцелению от физических недугов.

47986873_KRUG_DZEN2

II. Практикование чжи-гуань во время неподвижной медитации в положении сидя. После того как заложено правильное понимание практики эта ступень позволяет быстро развить чувствительность и научиться управлять умом. И тогда желания, мысли, ощущения и чувства превращаются из разбойников, постоянно мучающих человека, в его верных слуг.

47986873_KRUG_DZEN2

III. Практикование чжи-гуань в любое время, после того когда она становится привычкой. На этой ступени происходит сжигание кармы*** и обретение устойчивого гармоничного состояния, когда практика начинает совершаться без усилий само-естественно, изменяется сознание и уходят проблемы, связанные с внешним миром. Всегда сохраняется ощущение света и любви ко всему, что вы осознаете.

Занятия чжи-гуань

Основная практика совершается самостоятельно, на занятиях передается техника, преподаватель исправляет ошибки и отвечает на вопросы.Занятия проводятся по понедельникам (группа для начинающих, стоимость 250 р.), начало в 8:00 и четвергам (для продолжающих, стоимость 500 р.), начало в 8:00. Расписание ближайших занятий Место занятий — центр «Открытый Мир», зал №5.

Онлайн-занятия!

Вы можете заниматься медитацией чжи-гуань через интернет из любой точки планеты! Занятия для начинающих транслируются на сайте по понедельникам. Доступ бесплатный.

Материалы о чжи-гуань

Чжи-гуань пока еще мало известна среди русскоязычной аудитории, качественных переводов текстов, вызывающих доверие, крайне мало. Интерес к этой практике растет, причем не только у нас, на Западе, но среди самих китайцев. Так, учитель Владимира Малявина, тайваньский мастер тайцзицюань Линь А-лун, применяет ее совместно с цигун и тайцзи.
Желая познакомить русскоязычную аудиторию с этой замечательной техникой мы начали собирать источники, действительно заслуживающие внимания. Они   представляют собою не философские труды, а скорее инструкции по применению, разъясняющие типичные ситуации и дающие практические советы для каждого конкретного случая. Вы можете скачать эти тексты с сайта Средоточия. Постепенно мы будем добавлять новые и время от времени присылать вам их по почте. Для этого необходимо подписаться, вам придет письмо со ссылками.


*- В китайских даосских текстах этому понятию соответствует «дин», в индийских – «самадхи», у православных исихастов «движение вспять»
**- В китайских даосских текстах этому понятию соответствует тот же иероглиф «гуань», в индийских – «випассана», у православных исихастов «трезвление» или «бдение».
***- здесь имеется в виду привычный образ мышления, который ограничивает и направляет жизнь в узкую и жесткую колею

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *