Целью любой практики совершенствования является освобождение от страданий, такое состояние будда называл нирваной. Достижение нирваны осуществимо многими методами, но все они сводятся к двум ключевых подходам: духовное средоточение (Чжи) и чуткая осознанность (Гуань). Когда человек отдыхает его ум успокаивается, останавливаясь на каком-то ощущении, это состояние неглубокого средоточения, то есть чжи. Когда же ум активен, человек может наблюдать и исследовать — это уже своего рода осознанность или гуань. Каждому человеку присущи эти два состояния: концентрация ума и осознанность, однако они далеки от совершенства. По своей сути практика чжи-гуань — лишь развитие обычных для нас навыков покоя и внимательности, но до очень тонкого и высокого уровня, недоступного современному человеку, погруженному в суету своих сиюминутных рефлексий. Чжи — это средоточение, концентрация ума, которая приводит к остановке мыслей, повышению чувствительности и состоянию покоя. Гуань*– осознанность, наблюдение, исследование, смотрение внутрь, направление внимания на воспринимаемые умом объекты: зрительные и звуковые образы, ощущения, мысли и чувства.
Чему учит практика чжи-гуань
Эта практика не учит отказу от чувств и мыслей, она учит новым отношениям с ними, когда не они управляют вами, а вы становитесь их хозяином. Цель чжи-гуань состоит в том чтобы увидеть мир таким как он есть, осветить самые темные и потаенные уголки сознания, что принесет прозрение в истину и освобождение от иллюзий влечения и отвращения. Внутренняя духовная свобода и свет осознанности сделают вашу жизнь свободной и светлой. Большая концентрация позволяет увеличить чувствительность осознавания, которая в свою очередь позволяет сосредотачиваться на еще более тонком, запредельном обычным вещам. Поэтому практика чжи-гуань действует как два крыла у птицы. Практикование только одной из этих техник неэффективно, множество людей, практикующих годами медитацию одним из этих методов с полной отдачей могут достичь только малых результатов, лишь немногие из них достигают настоящей свободы. В Средоточии проводятся регулярные занятия чжи-гуань. Занятия ведет Андрей Новиков, практик цигун и медитации с 20-ти летним опытом.
Андрей Новиков: «Чжи-гуань оказалась той практикой, которая смогла помочь достижению баланса между концентрацией и осознанностью, которые как два крыла у птицы поднимают ее в небо. А за тем уже начался другой уровень восприятия и другая жизнь. как говорят китайцы «тянь тай тянь» — за небом есть другое небо. В познании запредельного, по-моему, и сокрыты плоды духовной практики.»
Корни
Медитация чжи-гуань впервые появилась в Китае в традиции тяньтай, одной из древнейших китайских школ буддизма. Тяньтай больше других школ впитала в себя даосскую традицию, начиная от терминов и заканчивая практическими упражнениями. Эта школа отличается от других буддистских школ большим вниманием к практике медитации, элементы которой позже стали основой для практик в Чань и Дзен буддизме. В тоже время чжи-гуань имеет много общего с древнейшими индийскими практиками: самадхи и випассаной (виппашьяной).
Первоисточники
Чжи И, III патриарх тяньтай, систематизатор методов чжи-гуань
Из «Введения в чжи-гуань» (Дунмэнь чжи-гуань):Чжи есть метод для развязывания всех уз, стереотипов и подсознательных моделей поведения ума, а гуань предназначена для выкорчевывания нашего заблуждения, ошибочных представлений о всем, что воспринимает ум, в том числе от ложных стереотипов восприятия. Чжи делает сознание устойчивым и острым, и приводит к чистому сознанию, не омраченному ограничениями, сознанию «не себя» или отсутствию себя. Гуань же есть тонкое искусство для развития духовного понимания природы личности, мира и жизни. Буддистская Лотосовая Сутра гласит: «Чжи — практика одного средоточения и остановки ума для его очищения, пока осознанность находится в пренебрежении, причиняет глупость, а гуань — практика одной осознанности, пока средоточение находится в пренебрежении – безумие» . Поэтому для достижения успеха в медитации необходимо одновременно практиковать оба метода, чжи и гуань. [/one_third][/columns]
Основные ступени практики
I. Практикование чжи-гуань для овладения грубым и расстроенным умом с помощью специальных упражнений в положении стоя, которые дают сильные статические ощущения. Эта ступень напоминает китайский цигун, способствует быстрому овладению основами методов концентрации и осознанности, а также улучшению самочувствия и исцелению от физических недугов.
II. Практикование чжи-гуань во время неподвижной медитации в положении сидя. После того как заложено правильное понимание практики эта ступень позволяет быстро развить чувствительность и научиться управлять умом. И тогда желания, мысли, ощущения и чувства превращаются из разбойников, постоянно мучающих человека, в его верных слуг.
III. Практикование чжи-гуань в любое время, после того когда она становится привычкой. На этой ступени происходит сжигание кармы*** и обретение устойчивого гармоничного состояния, когда практика начинает совершаться без усилий само-естественно, изменяется сознание и уходят проблемы, связанные с внешним миром. Всегда сохраняется ощущение света и любви ко всему, что вы осознаете.
Занятия чжи-гуань
Основная практика совершается самостоятельно, на занятиях передается техника, преподаватель исправляет ошибки и отвечает на вопросы.Занятия проводятся по понедельникам (группа для начинающих, стоимость 250 р.), начало в 8:00 и четвергам (для продолжающих, стоимость 500 р.), начало в 8:00. Расписание ближайших занятий Место занятий — центр «Открытый Мир», зал №5.
Онлайн-занятия!
Вы можете заниматься медитацией чжи-гуань через интернет из любой точки планеты! Занятия для начинающих транслируются на сайте по понедельникам. Доступ бесплатный.
Материалы о чжи-гуань
Чжи-гуань пока еще мало известна среди русскоязычной аудитории, качественных переводов текстов, вызывающих доверие, крайне мало. Интерес к этой практике растет, причем не только у нас, на Западе, но среди самих китайцев. Так, учитель Владимира Малявина, тайваньский мастер тайцзицюань Линь А-лун, применяет ее совместно с цигун и тайцзи. Желая познакомить русскоязычную аудиторию с этой замечательной техникой мы начали собирать источники, действительно заслуживающие внимания. Они представляют собою не философские труды, а скорее инструкции по применению, разъясняющие типичные ситуации и дающие практические советы для каждого конкретного случая. Вы можете скачать эти тексты с сайта Средоточия. Постепенно мы будем добавлять новые и время от времени присылать вам их по почте. Для этого необходимо подписаться, вам придет письмо со ссылками.
*- В китайских даосских текстах этому понятию соответствует «дин», в индийских – «самадхи», у православных исихастов «движение вспять» **- В китайских даосских текстах этому понятию соответствует тот же иероглиф «гуань», в индийских – «випассана», у православных исихастов «трезвление» или «бдение». ***- здесь имеется в виду привычный образ мышления, который ограничивает и направляет жизнь в узкую и жесткую колею
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Представляем новый просветительский проект «Школа Разумного Здоровья» — плод совместной деятельности центра «Средоточие» и Русского Космического Общества в рамках программы оздоровления нации «Космоздрав».
Российско-китайский Центр Владимир Малявина «Средоточие» и Русское Космическое Общество считают своим долгом начать проведение регулярных лекций и семинаров в России под общим названием «ЛИКБЕЗ здорового долголетия».
Мы это делаем по завещанию выдающегося китайского доктора, автора оздоровительной системы «Цигун Сяояо», Линь Яли. Проработав в России около 10 лет, он пришел к выводу, что «в России бесполезно лечить людей, их надо учить быть здоровыми...».
Ещё он говорил своим российским ученикам: в вашем историко-культурном наследии пропали, стерлись очень важные смысловые файлы, целые блоки, отвечающие за гармонизацию процессов в системе Небо – Человек – Земля. Их не могло не быть в вашей культуре, но почему-то они отсутствуют, исчезли, и ваши люди утратили навык к естественной саморегуляции организма, а это является залогом здорового долголетия.
В Китае есть поговорка:
Когда человек с Землей в гармонии, тогда будет сила и благополучие.
Когда человек с человеком в гармонии, тогда будет успех и удача.
Когда человек и Небо в гармонии, тогда будет счастье и здоровье.
Поэтому основной темой наших лекций и практических семинаров будет адаптированное к нашей культурно-духовной традиции повествование о методах гармоничного взаимодействия человека с небом и землей, ради обретения здоровья, долголетия и счастливой жизни.
Отметим, что в Китае человек считает себя счастливым, когда чувствует себя частью великого общего целого. В семантике понятия «счастье» заложено именно это значение: совместная часть, со-участие, но со временем такое понимание ушло из актива наших смысловых выражений.
Поэтому будем возвращаться к изначальным смыслам нашего существования, как минимум к счастливой и здоровой жизни, независимо от экологии, продуктов питания и большого количества стрессов в жизни. Будем заниматься пропагандой здорового образа жизни (ЗОЖ) с точки зрения настройки тела, сознания, дыхания, экологии мыслей и правильного мировоззрения.
Мы готовы проводить выездные бесплатные (за добровольную оплату, по возможности) 1,5-2 часовые лекции на предприятия, в дома культуры и другие организации для общения с большими собраниями людей, интересующимися восточными методиками поддержания здоровья и обретения долголетия с целью ликвидации вопиющей безграмотности нашего населения в этом вопросе, в связи с очень ранним возрастом смертности населения РФ и большими демографическими проблемами.
Выход есть, но для прекращения фатальной динамики развития событий и вымирания населения необходима смена мировоззрения и смысловой парадигмы, разархивирование глубинного историко-культурного наследия и формирование целостной картины мира, интегрирующей в себя три главных, основных направления:
Пласт культуры, включающий в себя основные религиозные течения человечества и достижения в искусствах и творчества.
Пласт научно-технологических достижений, в т.ч. в медицине, волновой и ядерной физике, когнитивной сфере.
Пласт метафизического, трансцендентного опыта пребывания в измененных состояниях сознания.
Только такой комплексный подход позволяет человеческому уму расставлятьприоритеты, видеть причинно-следственные связи, и главное – находить выходы из тупиковых обстоятельств, из-за которых люди теряют смысл жизни и от этого начинают, как минимум, преждевременно стареть, болеть и умирать, а как максимум – создавать конфликтные ситуации от семейного до международного масштабов.
В традиционной китайской медицине (ТКМ) есть несколько постулатов, от которых мы будем отталкиваться:
Низкий иммунитет – это недостаток Ци. Поэтому цель оздоровительной системы цигун – это налаживание циркуляции энергии в организме и подключение человека к внешнему источнику питания исходя из принципа: Небо – большой Ян. Земля – большой Инь. Все вокруг – море Ци. Человек должен быть соединяющим элементом всей этой системы.
«Нет фансун (расслабление) – нет здоровья», что означает: если человек не умеет расслабляться, он всегда будет болеть.
Вся жизнь – перемены, а страдания и болезни приходят в жизнь человека, когда он не может меняться в унисон с постоянно меняющимся миром.
На этих трех китах будет основываться наша просветительская деятельность, пропагандирующая ЗОЖ нового типа – умный, комплексный подход ко Здоровью с большой буквы, который позволяет решать проблемы на уровне духа, души (психики) и тела.
Только такой поход позволит добиться успеха в деле оздоровления нации.
Лекции и практические семинары будет проводить Михайлов Анатолий, исполнительный директор АНО «Средоточие» на основании 25-летнего опыта изучения китайских оздоровительных систем, двух научных публикаций и диплома победителя конкурса «Инструктор ЗОЖ», проводимого в целях формирования сообщества инструкторов ЗОЖ Департаментом Здравоохранения г. Москвы ДЗМ, который вместе с ГУБ «НИИОЗММ ДЗМ» высоко оценили авторский «Метод Умного здоровья».