Главная страница » Публикации » Даосская традиция горы Хуашань
|

Даосская традиция горы Хуашань

            Гора Хуашань расположена в ста с лишним километрах от города Сиань, наследника древней столицы Китая – Чанъаня. С давних времен этот небольшой горный массив, грозно возвышающийся над окрестной равниной, славился прекрасными видами и даосскими подвижниками. До наших дней здесь сохранилась никогда не прерывавшаяся древнейшая традиция «претворения Дао» – пожалуй, самая авторитетная в Китае. Сюда съезжаются за наукой даосы со всего Китая.
Предание называет основоположником Хуашаньского даосизма родоначальника всей китайской цивилизации Фу Си. К этой традиции принадлежат многие «знатоки Дао» древности, в том числе знаменитый Лао-цзы, автор главного даосского канона «Дао-Дэ цзин». А ее самобытный облик сформировался благодаря жившим на Хуашани нескольким великим даосам средневековья: Сунь Сымяо (7 в.), Люй Дунбиня (8 в.), Чэнь Туаня (10 в.), Чжан Саньфэна (13 в.) и другим. Своей известностью в современном мире хуашаньская традиция обязана прежде всего даосскому наставнику и великому знатоку методов «питания жизни» У Юньцину (1838-1998), прожившему 160 лет.
Главным продолжателем дела У Юньцина и популяризатором даосских секретов долголетия является наставник Су Хуажэнь. Он родился в 1951 г. в городе Аньяне, где находилась столица древнейшей династии Шан и, по преданию, были явлены миру графические символы «Книги Перемен». В 1967 г. Су стал изучать даосские методы совершенствования и боевых искусств у наставника Ли Линьфэна. После того, как учитель Ли в 1977 г., говоря языком даосов, «приобщился к пернатым небожителям», Су провел три года в странствиях, изучал тайцзицюань на горе Уданшань и шаолиньский бокс. С 1980 г. стал близким учеником У Юньцина. Своими учителями он называет еще нескольких человек: даосских наставников Бянь Чжижуна (1910-1989), Тан Даочэна (1868-1985), Ли Лисяна (1893-1996) и Чжао Байчуаня (1876-2003), а также буддистов Цзинъяня (1891-1991) и Минсиня (1908-1994). Сейчас Су Хуажэнь ведет интенсивную издательскую, преподавательскую и благотворительную деятельность.   

  Принципы и методы совершенствования в хуашаньском даосизме

            Даосы Хуашани называют свою школу телесно-духовного совершенствования общепринятым в современном даосизме термином даньда 丹道о, т.е. «путь эликсира бессмертия». Понятие «путь» означает здесь целостную и всестороннюю подвижническую практику, которая стоит выше отдельных «учений» (цзяо,教). В этой практике различают два аспекта: «природу» (син, 性), относящуюся к сознанию, воле и разуму, и «жизнь» (мин,命), представленную соматическим субстратом существования. Интересно, что именно телесная сторона практики составляла эзотерическое, скрытое от непосвященных измерение даосской традиции.
Даосы выделяют пять основных ступеней совершенствования. Первая именуется буквально «добавление масла, усвоение жизни». К ней относятся методы выработки и очищения «семени» – основы всех жизненных процессов и сил в организме. Вторая ступень – «возгонка семени и его превращение в ци», т.е. укрепление и восполнение основы всех жизненных процессов и источника одухотворенной жизни, именуемого в китайской традиции ци. Третья ступени – «возгонка ци и его превращение в дух», четвертая – «возгонка духа и возвращение в пустоту». Наконец, высшая пятая ступень соответствует «возгонке пустоты и единение с Дао».    
Даосизм, как и вся китайская традиция, видит в теле прежде всего соматическую и притом преимущественно виртуальную субстанцию, кладезь потенций,  сложное переплетение жизненных сил, которое не допускает противостояния материи и духа, субъекта и объекта. Ключевые понятия даосской науки о человеке и его совершенствовании (как и китайской медицины) не имеют прототипов в человеческой анатомии и даже физиологии и равном образом не относятся к области идей или понятий. Они рождены практикой постижения жизненной субстанции, одновременно вещественной и духовной, пребывающей внутри и проницающей весь мир. Вот почему познавший себя в китайской традиции способен водворить порядок во всем мире.
Как следствие, китайцы видели в человеческом теле прежде всего совокупность каналов циркуляции жизненной энергии и соматических точек, представляющих определенное качество этой энергии. Даосы различают в теле так называемые «малый небесный круговорот» и «большой небесный круговорот», а также «три киноварных поля», – верхнее, среднее и нижнее — которые служат местами концентрации жизненных сил определенного свойства.  В даосизме практикуется так называемое «утробное дыхание», подразумевающее непосредственный контакт с мировой стихией ци. В хуашаньском даосизме совершенствование увенчивается «запечатыванием утробы», т.е. достижением полной внутренней полноты и самодостаточности. Существуют понятия «малого лекарства», т.е. момента зарождения «изначального ци» в теле, и «большого лекарства»: полного единства семени, ци и духа.
Как можно видеть, «спасение» в даосизме означает достижение или, точнее, восстановление изначальной, родовой или, как говорят даосы, «прежденебесной» полноты жизни, каковая и является залогом бессмертия. В даосской традиции это «возвращение к изначальной цельности» описывается как преображение «посленебеного ци» (энергии вещного мира) в ци «прежденебесное».  На этом пути подвижник должен пройти «три заставы», закрывающие ему доступ к реальности. Главную роль в этом процессе в организме играют почки, точнее – виртуальные «врата жизни», находящиеся в области почек.  

Значение даосизма для современного мира

             Чем ценен и важен даосизм в современном мире? Сложный и многогранный вопрос, обсуждение которого требует участия людей самых разных специальностей, убеждений и вкусов. Нижеследующие замечания являются не более чем приглашением к такому разговору. Многое в наших оценках будет зависеть от того, в чем мы видим – если видим – сущность современного духовного кризиса и его истоки. Сто лет назад будущее человечества казалось предрешенным и безоблачным. Считалось, что технический прогресс даст человеку полную власть над природой и даже физическое бессмертие, а с ним и полноту счастья. Дальше всех пошли русские космисты, мечтавшие о «световом человеке», который будет свободно бороздить просторы космоса, питаясь фотосинтезом. После двух мировых войн и информационной революции оказалось, что рациональность расчетов и целесообразности ввергает человека в «бесчувствие окамененное», делает его в полном смысле бесчеловечным. В условиях всеобщей роботизации и подмены действительности виртуально-аффективным медиа-пространством классический гуманизм, опирающийся на самотождественного субъекта и его интеллектуальную оснастку, потерял кредит доверия.  В нынешнем увлечении идеей «постчеловечества» можно выделить два существенных мотива:
—    На смену трансцендентальному знанию пришло знание, укорененное в телесном бытии, имманентности жизни, духовной чувствительности. Это знание, ценящее не принципы и идеи, а переживание, полноту жизненного опыта; оно побуждает человека «прийти в чувство», «опамятоваться».
—   Вместо «обмена информацией», лишь имитирующего коммуникацию, приоритет отдается душевной и даже за-душевной сообщительности, пределу знания, разрывам в системах. Это значит, что единство человеческого рода будет действительно представлено в неисчерпаемом разнообразии его проявлений, по сути несоизмеримых. Человек будет человеку не волком, не товарищем, даже не бревном (как в годы революции печально констатировал Ремизов), но – тайной.
Даосизм вполне соответствует новому и неисповедимому, чуждому нарциссизма образу человечества. Он окликается извечному желанию человека открыть в себе неизведанные силы и способности и притом взойти на Небо не просто усилием мысли или воображения, тем более не соблюдением догматов и формальных правил, а посредством возвращения к истоку своего бытия. Его мечта о «человеке Пути» стоит на прочном фундаменте обычной, но мудрой жизни. Более того: предел естественности в даосизме совпадает с вершиной духовной просветленности. Трудно представить истину более незыблемую и трезвую. Для даосов жизнь воистину божественна, но они учат «другой», «еще большей» жизни, и их идеал – вечносущий всечеловек, столь же невозможный, сколь и неизбежный (1).   
Если цель даосской практики – сверхчеловеческое знание и способности, то и требует она от своих приверженцев подлинно сверхчеловеческих усилий, веры и упорства.  Но здесь современный человек обладает многими преимуществами по сравнению с прошлыми поколениями. Ему доступны обширная литература и технические средства, ускоряющие процесс учения, а главное, он может найти учителя готового передать ему «тайну Дао». В последние десятилетия наблюдается лавинообразный рост числа людей, занимающихся той или иной формой даосской практики. Этот факт ясно указывает на большую жизненность и многообещающие перспективы даосской традиции.      
(1) Подробнее о значении даосизма для преодоления современного духовного кризиса см.английскую статью на этом сайте: V.V.Maliavin. Recovering the Senses: Taoist Response to the Modern Spiritual Crisis.

Наставления о «питании жизни» от хуашаньских даосов

  1. «Дао следует естественности» («Дао-Дэ цзин»). Комментарий Су Хуажэня:
  1. Рано ложиться спать и рано вставать. Жить по солнцу, как поется в древней песне: «Солнце наверх – работать, солнце вниз – отдыхать».
  2. Быть трудолюбивым и безыскусным. В делах соразмерять свои силы с возможностями. В жизни быть бесхитростным, вернуться к естественности.
  3. Делать добро, быть вегетарианцем. Стараться для других, быть неприхотливым в еде и не есть скоромного.
  4. Быт целеустремленным и рассудительным. Помогать другим, работать над собой, приводить к единству небесное и человеческое.
  5. Жить в гармонии со всеми. Быть в гармонии с небом, землей, людьми и всем сущим.

Су Хуажэнь. Наставления даосов о «питании жизни».

«Всегда храни младенческое сердце»: вернешься к состоянию младенца.

«Рано ложись спать и рано вставай»: тело всегда будет легким.

«Всегда питайся постным»: избегнешь всех болезней.

«Взращивай эликсир внутри»: будешь един с Небом и Землей.

«Поступай в согласии с добродетелью»: радость будет неисчерпаема

В.В. Малявин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *