Цигун — история возникновения
О развитии цигун в КНР. Противостояние Востока и Запада.
В ноябре 1949 года было создано Министерство здравоохранения при Центральном народном правительстве Китайской Народной Республики. Министерство здравоохранения после тщательного изучения текущей ситуации в медицине пришло к выводу:
Первоочередной задачей новой китайской отрасли здравоохранения является разработка правильных руководящих принципов работы в области здравоохранения и концентрация внимания на профилактике эпидемических заболеваний, которые представляют серьезную угрозу для здоровья людей.
С этой целью министерство здравоохранения провело Первую национальную конференцию по здравоохранению (第一 届 全国 卫生 会议) в августе 1950 года. В своем выступлении заместитель министра здравоохранения Хэ Чэн выдвинул два важных тезиса.
Генерал-лейтенант Хэ Чэн (贺诚 Hè Chéng, 1901-1992), с 1922 года обучался а Национальном Пекинском медицинском колледже, основанном 26 октября 1912 года и являющимся первой национальной медицинской школой, при этом управляемой правительством Китая. Это один из девяти знаменитых «национальных университетов» , созданных в первые годы существования Китайской Республики. Позднее колледж преобразован в Медицинскую школу Пекинского университета.
От имени правительства Хэ Чэн предложил принципы единения (團結 tuánjié) и реформирования (改造 gǎizào). Эти принципы должны были определять будущее развитие отношений между западными и китайскими методами лечения. Однако в действительности врачи, практикующие западную медицину, оставались доминирующими в национальных медицинских учреждениях. Было много случаев, когда врачи классической китайской медицины подвергались несправедливому гонению в начале 1950-х годов. При этом китайские лекарства были удалены из медицинской фармацевтической системы, медицинское образование высокого уровня не включало курсы по традиционной китайской медицине, а национальные медицинские ассоциации не позволяли врачам традиционной китайской медицины участвовать в их деятельности.
Министерство здравоохранения стало реформировать медицинскую ситуацию в Китае, активно продвигая западную медицину и ограничивать китайскую медицину по всей стране. Это вызвало протесты со стороны китайского сообщества, что в декабре 1953 года побудило самого Мао Цзэдуна специально высказать свою позицию по урегулированию противоречий между китайской и западной медициной!
Выступление Великого Кормчего кардинально поменяло ситуацию. Мао Цзэдун поручил Департаменту здравоохранения развивать китайскую медицину, а не осуждать ее, в том числе создать Национальный исследовательский центр китайской медицины и дать указание докторам западной медицины изучать китайскую медицину.
В марте 1955 года Центральный Комитет Коммунистической партии Китая издал «Инструкцию по распространению материалистических мыслей и критике мыслей буржуазного идеализма», формируя культурную критику в различных академических областях. Хэ Чен был подвержен жесткой критике из-за своей оппозиции китайской медицине и в том же году он был уволен с должности заместителя министра здравоохранения
В итоге после 1953 года условия для врачей западной медицины стали более жесткими, к тому же коммунистический Китай стремился утвердиться в качестве социалистической страны с императивом:
Учиться у Советского Союза!
學習 蘇聯!
В течение этих лет врачи западной медицины были названы «последователями империализма, капитализма и идеализма» и стали предметом идеологического перевоспитания…
С разрушением господства западной медицины условия для китайской медицины сильно улучшились.
В 1954 году Мао Цзэдун и другие национальные лидеры, высоко оценив вклад народной медицины в общественное здравоохранение, распорядились о создании «медицинского наследия» с целью взаимной интеграции:
- традиционных методов народной медицины,
- тайных лекарственных средств и секретных семейных рецептов классической китайской фармакологии ( 秘方mìfāng),
- практик совершенствования тела.
Всё это вылилось в политические акции, организованная местными администрациями здравоохранения и медицинскими учреждениями, в которых использовались такие лозунги, как:
Изучение и развитие медицинского наследия Родины
繼承與發展祖國醫學遺產
и
Западная медицина должна учиться у китайской медицины
西醫學習中醫
Это привело к повышению статуса (и оплаты труда) врачей традиционной китайской медицины. А главное — к увеличению их занятости в больницах, расширению использования и разработке лекарственных средств растительного происхождения, документированию традиционных лекарственных средств и созданию многих исследовательских институтов в смежных областях.
Благодаря тому, что медицинское наследие Поднебесной приобрело такой высокий статус, различные практики совершенствования и оздоровления, распространенные в народной среде, были исследованы, формализованы и переосмыслены как медицинские процедуры.
Это естественно не могло обойтись и без перегибов в иную сторону, в сторону переоценки народной медицины. Вот так охарактеризовал свой вклад в медицинскую науку Лу Чжицзюнь:
Наша страна была первой, кто сделал много открытий в медицине… наша страна была также первой, кто синтезировал наркотики.
Лу Чжицзюнь (鲁之俊 Lǔ Zhījùn, 1911–1999), руководитель Китайской академии традиционной китайской медицины ( 中國 中醫 科學院),
Но нам гораздо интереснее то, что в те дни активно популяризируют различные оздоровительные народные методы. Более того, медицинские практики даосизма и буддизма тоже стали интегрировать в эту новую национальную медицину. Ответственным за этот процесс был назначен доктор Лю Гуйчжэнь. О нём мы и поговорим в следующем выпуске!
Источник: